7.3.15

В Министерстве инфраструктуры не место новичкам и дилетантам


Масс-медиа распространили информацию о том что в правительстве грядут большие перемены. Источники в Администрации президента и Верховной Раде утверждают, что Петр Порошенко и премьер Арсений Яценюк уже согласовали предварительный список членов Кабмина в количестве девяти человек, которых планируют отправить в отставку.

По словам человека из ближайшего окружения Порошенко, среди кандидатов "на вылет" вице-премьер по инфраструктуре и транспорту Валерий Вощевский, его коллега, который отвечает за региональное развитие Геннадий Зубко, а также министр инфраструктуры Андрей Пивоварский, министр экономического развития Айварас Абромавичус, министр экологии и природных ресурсов Игорь Шевченко и министр энергетики Владимир Демчишин.

26 февраля президент собрал экстренное заседание экономического блока правительства во главе с Яценюком, а также пригласил туда секретаря СНБО Александра Турчинова и спикера Владимира Гройсмана. По словам людей из близкого окружения Порошенко и Турчинова, именно там было принято решение о переформатировании правительства.


Обращает на себя внимание, что практически все чиновники, увольнение которых анонсировано выше, отвечают за сектора экономики, которые должны получить международные вливания. В частности, транспорт, энергетику, энергосбережение, ЖКХ. Средства зарубежных доноров пойдут на финансирование инвестиционных проектов. Их реализация должна стимулировать развитие украинской экономики. В правительстве надеются, что уже в этом году Украина получит на эти цели около $4 млрд, остальную часть - в следующем году.

Показательно, что накануне получения кредитных средств обострилась борьба за кресло главы "Укрзалізниці". Бывшего гендиректора компании Бориса Остапюка Кабмин уволил еще в сентябре прошлого года. Источники утверждают, что Яценюк хочет назначить в "Укрзалізницю" своего друга, экс-первого заместителя министра инфраструктуры Александра Малина.

При формировании коалиции эта должность отошла к квоте партии УДАР, которая участвовала в выборах совместно с БПП. На этой неделе в Администрации президента неожиданно вспомнили об этом и предложили в качестве кандидата на эту должность нардепа Тараса Кутового. Хотя сам он отнюдь не стремится работать в "Укрзалізниці" и не прочь стать министром аграрной политики. Ведь последние годы он всерьез занимается аграрным бизнесом, а в парламенте возглавляет комитет по вопросам АПК. Возможно, Кутовому будет предложена должность Министра инфраструктуры.

Нынешний Министр инфраструктуры Андрей Пивоварский стал во главе транспортной отрасли совсем недавно — 2 декабря 2014 года. С самого начала СМИ критиковали это назначение, поскольку считалось что, опыта у нового министра ни в одной из подчиненных ему подотраслей нет – ни в железнодорожной, ни в авиационной, ни в портовой, ни в какой другой. Образование Пивоварского совершенно не соответствует занимаемой им должности – по специальности он историк: в 2000 году закончил университет им. Шевченко, а в 2005 закончил в США магистрский курс международного права.

Перед назначением на должность министра, последние два года Андрей Пивоварский работал гендиректором группы «Континиум» (заправки WOG, ТМ «КОМО», молочная компания «Галичина»). Компании, входящие в «Континиум» или связанные с ним («Вог Аэро Джет», ТОВ «ВОГ Рітейл» «Укрпостач-Нефтетрейд», «Континент Нафто Трейд», «ВК Импекс» и «Континиум-Галичина») являлись крупными поставщиками топлива для «Укрзализныци». Кроме того, «Континиум» уже давно пыталась выйти на рынок поставок топлива для авиации и тепловозов. До этого шесть лет нынешний министр проработал в инвесткомпании Dragon Capital на должности директора инвестиционно-банковского направления. 
Андрей Пивоварский не справился с обязанностями министра инфраструктуры
А еще ранее — финансовым аналитиком и бизнес-девелопером в инвестиционной группе BLASIG, а также в Москве в офисе IFC, где управлял инвестиционным портфелем по Центральной и Восточной Европе. Эксперты утверждают, что назначение Пивоварского министром пролоббировал собственник группы «Континиум» Игорь Еремеев, чтобы укрепить свои позиции на рынке поставок топлива для «Укрзализныци» и гарантировать, что его компании и дальше будут выигрывать тендеры.

В морской отрасли к новоназначенному министру отнеслись сдержанно. Виктор Лисицкий, президент Ассоциации "Укрсудпром", выразил мнение, что Андрей Пивоварский не готов к посту министра инфраструктуры Украины, заявив что «хороший бизнесмен не часто становится хорошим министром — это доказывает и наша, и мировая практика». В целом эксперты осторожно относятся к Пивоварскому по нескольким причинам: первое — он в инфраструктурной отрасли новичок и дилетант, второе — пока какой-либо конкретики, планов или векторов работы он до сих пор не озвучил.

При назначении Пивоварский пообещал первым делом провести международный аудит всех предприятий, которые входят в структуру министерства, и провести реорганизацию министерства – однако ничего не выполнил. За время работы Пивоварскому не удалось выстроить работу с коллегами по Кабмину с целью создания условий для развития отрасли. У него не сложились конструктивные отношения с Минсоцполитики и Минфином для пересмотра действующей системы льгот в транспорте, ему не удалось добиться публичности в использовании средств акцизного сбора для финансирования дорожного хозяйства.

Не получились у Пивоварского и более сложные начинания, связанные с реформированием отрасли. На сегодняшний день у него просто отсутствует понимание и видение того как должны развиваться дорожное строительство, транспорт, связь. Пивоварский пытается подменить реформирование какими-то незначительными и неубедительными предложениями, например, заливать украинские дороги бетоном и сделать платной автодорогу «Львов - Краковец».

Несмотря на громкие заявления начать глобальные реформы по всем фронтам, Пивоварский сначала сосредоточился только на одном — авиационном. А именно на международном аэропорту «Борисполь». Все стало на свои места когда вскрылись родственные связи министра в «Борисполе». Оказалось, что тесть Пивоварского — Кирилл Полищук — долгое время работал в авиационной отрасли. С 1993 по 2002 гг. Полищук возглавлял «Украэрорух», а в 2008-2009 гг. был заместителем главы «Державиаслужбы». Помимо работы на госслужбе тесть министра попробовал себя и в качестве народного депутата. Кирилл Полищук — народный депутат Украины в Верховной Раде 4 созыва, несколько раз менял фракции. Последние месяцы в Раде состоял членом фракции «Партии регионов», входил в парламентский комитет по вопросам строительства, транспорта, ЖКХ и связи. На выборах 2006 года баллотировался в ВРУ по списку НДП. Но не прошел. В данный момент тесть министра возглавляет ГП «Зал официальных делегаций» в аэропорту «Борисполь». Можно предположить, что Пивоварский намерен поставить во главе стратегического предприятия своего родственника, который к тому же в курсе тонкостей авиационного бизнеса.

Настоящим провалом Пивоварского стало проведение конкурсов по отбору кандидатов на должности руководителей крупных госпредприятий - «Укрзализныци», аэропортов «Борисполь» и «Львов», «Укрпочты».

Министерство инфраструктуры заявило, что к отбору руководителей стратегических предприятий якобы бесплатно привлекло "известных международных консультантов". Однако выяснилось, что из трех непонятным образом выбранных Министерством консалтинговых компаний лишь одна является международной, а две другие оказались маленькими частными фирмами с украинскими корнями! Позже журналистам удалось выяснить, что бесплатные услуги этих фирм оказались не совсем бесплатными. Кроме того, решать судьбу национального оператора почтовой связи и транспортной отрасли министерство поручило лицам, не имеющим ни профильного образования, ни сколь-нибудь существенного опыта работы в отраслях транспорта и связи.

Поскольку конкурсная комиссия в составе только таких псевдо-международных консультантов выглядела уж совсем неубедительно, в комиссию ввели и несколько чиновников министерства. Опять-таки — таких, которые не имели опыта работы на транспорте. Вероятно, для обеспечения «одинакового уровня квалификации и компетентности» всех членов комиссии. Не удивительно, что комиссия разработала весьма странные, размытые и нечеткие требования к кандидатам, и крайне сомнительные критерии оценки. Уже на этом этапе как украинские, так и иностранные эксперты выразили сомнения в прозрачности конкурсов. Многие прямо говорили, что конкурсы — это ширма, чтобы расставить «своих людей» на руководящие должности в транспортной отрасли.

Что характерно, ни на одном из стратегических предприятий, по которым были объявлены конкурсы, министерство так и не предъявило обоснованных или необоснованных претензий к действующему руководству. То есть все действующие руководители министерство устраивают? Зачем же тогда нужны были конкурсы?

После окончания первого и второго этапов конкурсов на Мининфраструктуры посыпались нарекания в том, что отбор проходит непрозрачно и в большинстве случаев предвзято. Имена специалистов, прошедших отбор по каждой из компаний, не были названы. К тому же, вскрылись факты безосновательного недопущения ко второму и третьему этапам конкурса ведущих специалистов отрасли и признанных как на украинском, так и на мировом рынке профессионалов.

Широко разрекламированные конкурсы получили негативную реакцию экспертного сообщества и отрицательную реакцию Номинационного комитета Кабинета Министров. В конечном итоге они закончились скандалом и были отменены. По сообщениям СМИ Вице-премьер Валерий Вощевский назначил служебное расследование по процедуре проведения конкурсов в Мининфраструктуры. Безобразной организацией псевдоконкурсов Пивоварский продемонстрировал свою беспросветную дремучесть в вопросах госуправления и нанес непоправимый урон имиджу исполнительной власти.


По мнению главного редактора сайта «Авиационный портал «АвиаБиз» Богдана Долинце, отсутствие отраслевых специалистов в руководстве министерств сказывается на результатах их работы.

«Так, на примере Министерства инфраструктуры мы видим, что за почти 100 дней работы министерство не добилось каких бы то ни было принципиальных достижений по отрасли. Что было сделано: министерство объявило конкурсы по отбору руководителей «Укрзализныци», «Укрпочты», аэропортов «Борисполь» и «Львов»; активно способствовало завершению строительства Бескидского тоннеля; разработало проект первой концессионной дороги; сняло руководителей «Укрзализныци» и «Укртрансинспекции» и пообещало раскрывать финансовые данные по всем подчиненным предприятиям. Хотелось бы видеть больше реформ», - отмечает Долинце.

Эксперт уверен, что такая ситуация связана с тем, что у нынешних чиновников Мининфраструктуры либо отсутствует опыт работы в инфраструктурных отраслях, либо он недостаточен.

«И это самая главная причина неэффективной работы. Нельзя бесконечно имитировать реформы, нужно их проводить», - делает вывод Богдан Долинце.
 
К сожалению, у всех нынешних высших транспортных чиновников явно недостаточно квалификации и вообще отсутствует опыт работы на транспорте и в связи. Это привело к отсутствию каких бы то ни было достижений в подведомственных отраслях за три месяца работы — кроме, разумеется, активной имитации реформаторской деятельности под лозунгом (как указано на сайте министерства) «зламати систему».

Если же министерство намеревалось сломать не всю систему инфраструктуры транспорта и связи, а только вертикаль ее управления, то начать реформу, вероятно, следовало с себя, личным примером: провести открытый и прозрачный конкурс на должности заместителей министра. Тогда, возможно, в министерство пришли бы люди, имеющие хотя бы минимальный опыт работы в отрасли и способные ее удержать на плаву и реформировать. Поскольку мысль о конкурсе на должности заместителей министров высшим транспортным чиновникам в голову так и не пришла, об этом, видимо, задумались в Кабинете министров и Администрации Президента.

Лев Донской
Источник: http://h.ua/story/415941/