Семен Кариков, председатель Свободных профсоюзов машинистов Украины, назвал предложенных Номинационной комиссией кандидатов на должность генерального директора "Укрзалізниці"… "зелеными человечками", которых олигархи планируют забросить в отрасль для ее дальнейшей "оккупации".
Об этом он сообщил в своей статье на сайте "ПИК". "Они присматривают, чтобы до прихода "хозяина" ничего не пропало, - предположил профсоюзный лидер. - Смотрят, что можно уже сейчас прибрать в "закрома" хозяина".
Напомним, что конкурс на замещение должности генерального директора "Укрзалізниці" закончился полным провалом. Шорт-лист кандидатов вызвал возмущение среди железнодорожников. Все трое финалистов - Евгений Ромащин, генеральный директор CorumGroup, Даниэль Валк - топ-менеджер Интерпайпа и Дина Немирович из компании "Фармак" - ни дня не работали в отрасли. Хотя изначально организаторы конкурса обещали отдать предпочтение кандидатам с профессиональным опытом, полученным не только в Украине, но и соседних странах. Однако вместо этого "жюри" отобрало людей, имеющих прямое отношение к Ринату Ахметову и Виктору Пинчуку.
В конце февраля профсоюз железнодорожников и транспортных строителей Украины, а также Свободный профсоюз машинистов Украины выступили с заявлением, призвав, не допустить назначения на столь ответственный пост непрофессионалов. "Для железнодорожников не являются убедительными ни сами компании, которые проводили конкурс, ни критерии отбора кандидатов, - отмечается в заявлении. – "Укрзалізницю" – главный транспортный конвейер Украины, перевозящий 80% грузов и 50% пассажиров, – низвели до уровня обычной бизнес-структуры, хотя для предприятия всегда была главной не прибыль, а безопасность. Такого же принципа придерживаются железнодорожные компании в европейских странах".
Профсоюзы отметили и тот факт, что конкурсную комиссию совершенно не интересовала социальная политика, которую планировал проводить потенциальный руководитель компании, хотя на железной дороге работают сотни тысяч человек.
По мнению профсоюзного лидера, "власть боится, что профессионалы даже в этой ситуации наведут порядок на железнодорожном транспорте, не разбазаривать, а созидать могут только профессионалы, но данной власти это не надо". По словам профсоюзных лидеров, конкурс изначально был плохой идеей. "Нет лучше способа "замутить", - считает Кариков, - как начать "прозрачный" процесс выбора кандидата на должность гендиректора "Укрзалізниці".
После вмешательства профсоюзов Номинационный комитет по отбору руководителей госкомпаний решил повременить с шорт-листом, чтобы ознакомиться с более широким списком претендентов. Но в нем оказалось только… 11 человек. Почему так мало? "Ориентировались, что первый фильтр пройдет около 20 претендентов, но их в результате оказалось меньше. Мы, безусловно, хотели бы видеть людей, имеющих международный опыт реформирования ж/д отрасли и большой управленческий опыт. К сожалению, таких людей не было", - пояснил управляющий партнер компании Deloitte (вместе с TalentAdvisors и EBS входила в экспертную группу по отбору кандидатов) Андрей Буллах.
Выходит, конкурсная комиссия вместе с чиновниками Мининфраструктуры почти два месяца подряд водила всех за нос? Кандидата, который бы отвечал необходимым требованиям, в списке претендентов не было изначально! По словам опытных HR-специалистов, в таком случае конкурс необходимо отменить. Затем проанализировать ситуацию и понять, почему специалист необходимой квалификации не имеет мотивации претендовать на должность. И, возможно, уже не выбирать, а уговаривать оптимально подходящего для этой роли топ-менеджера с набором функционального опыта взять на себя такую ношу.
"Выбор руководителей крупных госпредприятий и учреждений на конкурсе принципиально правильный метод, - считает глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак. – Но этот подход невозможно реализовать в глубоко коррупционной украинский политической системе, где все должности распределяются по квотному политическому принципу. В результате эта методология используется лишь как ширма, публичная игра, якобы, мы объективно выбираем руководителя только по принципу его профессиональной пригодности. К сожалению, принцип профпригодности уже много лет в Украине является вторичным, а первичное – политические квоты. И главное для кандидата это политическая и "бизнесовая" верность своему руководству".
Спрашивается, зачем было проводить конкурс ради конкурса, подбирая менеджера без опыта работы на железной дороге? Ведь новому руководителю понадобится время, чтобы разобраться в проблемах и специфике работы предприятия, наладить коммуникации внутри коллектива, завоевать авторитет. Эксперты по разному оценивают работу нынешнего и.о. госпредприятия Максима Бланка, но большинство сходятся в том, что если искать ему замену, то необходим менеджер, обладающий однозначно более сильными качествами. Между тем, условия участия в конкурсе почему-то были выписаны фактически "под Бланка", в его резюме оказалось все то, что обозначено в требованиях к кандидату.
От необходимости отвечать на все эти неприятные вопросы конкурсную комиссию министерства избавил бывший сотрудник авиакомпании "АэроСвит" Кирилл Звонарев. По его иску судья Днепропетровского окружного административного суда принял решение об остановке решения министерства о проведении конкурса, ведомству также запретили проводить следующие этапы конкурсного отбора. Между тем, управляющий партнер компании Talent Advisors Роман Бондарь заявил, что Звонарева отсеяли вполне оправданно. Тот якобы не прошел на следующий этап отбора, поскольку "были кандидаты сильнее, в том числе иностранцы".
Казалось бы, решение суда перечеркнуло планы министерства. Но в ведомстве ухватились за него как утопающий за соломинку. "Дело ведь не в этом суде: выиграем этот, будет 10 других", - считает замминистра инфраструктуры Владимир Омелян. По его словам, остается уповать на некую… высшую политическую волю. Волевым решение назначить главу "Укрзалізниці", безусловно, можно. Но где же тогда обещанные "открытость и прозрачность"?
После некоторых раздумий в министерстве решили конкурс …переобъявить. Мол, правительственное постановление, так или иначе, предусматривает конкурсный отбор для руководителей госкомпаний с активами свыше 2 миллиардов гривен: подавать на утверждение в Кабмин имена кандидатов на должность теперь обязанность Номинационного комитета.
Однако когда будет происходить "переобъявление", пока не сообщается. Причины спешить, казалось бы, в самом деле, нет. По словам экс-министра Мининфраструктуры Александра Кавы, на предприятии есть исполняющий обязанности, так что препятствий для функционирования "Укрзалізниці" не существует. Но это лишь на первый взгляд. Приставка и.о. – это соблазн с помощью судебных решений вернуть в кресло гендиректора бывшего руководителя предприятия Бориса Остапюка. Невольно создается впечатление, что министерство специально сохраняет должность вакантной.
"Приставка и.о. используется как короткий поводок, когда человека держат в статусе "исполняющего обязанности" давая понять, что когда он проявит верность вышестоящим, только тогда ее назначат полноценным руководителем", - считает Андрей Новак.
Что ж, кадровые эксперименты Пивоварского становятся все более угрожающими.
Об этом он сообщил в своей статье на сайте "ПИК". "Они присматривают, чтобы до прихода "хозяина" ничего не пропало, - предположил профсоюзный лидер. - Смотрят, что можно уже сейчас прибрать в "закрома" хозяина".
Напомним, что конкурс на замещение должности генерального директора "Укрзалізниці" закончился полным провалом. Шорт-лист кандидатов вызвал возмущение среди железнодорожников. Все трое финалистов - Евгений Ромащин, генеральный директор CorumGroup, Даниэль Валк - топ-менеджер Интерпайпа и Дина Немирович из компании "Фармак" - ни дня не работали в отрасли. Хотя изначально организаторы конкурса обещали отдать предпочтение кандидатам с профессиональным опытом, полученным не только в Украине, но и соседних странах. Однако вместо этого "жюри" отобрало людей, имеющих прямое отношение к Ринату Ахметову и Виктору Пинчуку.
В конце февраля профсоюз железнодорожников и транспортных строителей Украины, а также Свободный профсоюз машинистов Украины выступили с заявлением, призвав, не допустить назначения на столь ответственный пост непрофессионалов. "Для железнодорожников не являются убедительными ни сами компании, которые проводили конкурс, ни критерии отбора кандидатов, - отмечается в заявлении. – "Укрзалізницю" – главный транспортный конвейер Украины, перевозящий 80% грузов и 50% пассажиров, – низвели до уровня обычной бизнес-структуры, хотя для предприятия всегда была главной не прибыль, а безопасность. Такого же принципа придерживаются железнодорожные компании в европейских странах".
Профсоюзы отметили и тот факт, что конкурсную комиссию совершенно не интересовала социальная политика, которую планировал проводить потенциальный руководитель компании, хотя на железной дороге работают сотни тысяч человек.
По мнению профсоюзного лидера, "власть боится, что профессионалы даже в этой ситуации наведут порядок на железнодорожном транспорте, не разбазаривать, а созидать могут только профессионалы, но данной власти это не надо". По словам профсоюзных лидеров, конкурс изначально был плохой идеей. "Нет лучше способа "замутить", - считает Кариков, - как начать "прозрачный" процесс выбора кандидата на должность гендиректора "Укрзалізниці".
После вмешательства профсоюзов Номинационный комитет по отбору руководителей госкомпаний решил повременить с шорт-листом, чтобы ознакомиться с более широким списком претендентов. Но в нем оказалось только… 11 человек. Почему так мало? "Ориентировались, что первый фильтр пройдет около 20 претендентов, но их в результате оказалось меньше. Мы, безусловно, хотели бы видеть людей, имеющих международный опыт реформирования ж/д отрасли и большой управленческий опыт. К сожалению, таких людей не было", - пояснил управляющий партнер компании Deloitte (вместе с TalentAdvisors и EBS входила в экспертную группу по отбору кандидатов) Андрей Буллах.
Выходит, конкурсная комиссия вместе с чиновниками Мининфраструктуры почти два месяца подряд водила всех за нос? Кандидата, который бы отвечал необходимым требованиям, в списке претендентов не было изначально! По словам опытных HR-специалистов, в таком случае конкурс необходимо отменить. Затем проанализировать ситуацию и понять, почему специалист необходимой квалификации не имеет мотивации претендовать на должность. И, возможно, уже не выбирать, а уговаривать оптимально подходящего для этой роли топ-менеджера с набором функционального опыта взять на себя такую ношу.
"Выбор руководителей крупных госпредприятий и учреждений на конкурсе принципиально правильный метод, - считает глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак. – Но этот подход невозможно реализовать в глубоко коррупционной украинский политической системе, где все должности распределяются по квотному политическому принципу. В результате эта методология используется лишь как ширма, публичная игра, якобы, мы объективно выбираем руководителя только по принципу его профессиональной пригодности. К сожалению, принцип профпригодности уже много лет в Украине является вторичным, а первичное – политические квоты. И главное для кандидата это политическая и "бизнесовая" верность своему руководству".
Спрашивается, зачем было проводить конкурс ради конкурса, подбирая менеджера без опыта работы на железной дороге? Ведь новому руководителю понадобится время, чтобы разобраться в проблемах и специфике работы предприятия, наладить коммуникации внутри коллектива, завоевать авторитет. Эксперты по разному оценивают работу нынешнего и.о. госпредприятия Максима Бланка, но большинство сходятся в том, что если искать ему замену, то необходим менеджер, обладающий однозначно более сильными качествами. Между тем, условия участия в конкурсе почему-то были выписаны фактически "под Бланка", в его резюме оказалось все то, что обозначено в требованиях к кандидату.
От необходимости отвечать на все эти неприятные вопросы конкурсную комиссию министерства избавил бывший сотрудник авиакомпании "АэроСвит" Кирилл Звонарев. По его иску судья Днепропетровского окружного административного суда принял решение об остановке решения министерства о проведении конкурса, ведомству также запретили проводить следующие этапы конкурсного отбора. Между тем, управляющий партнер компании Talent Advisors Роман Бондарь заявил, что Звонарева отсеяли вполне оправданно. Тот якобы не прошел на следующий этап отбора, поскольку "были кандидаты сильнее, в том числе иностранцы".
Казалось бы, решение суда перечеркнуло планы министерства. Но в ведомстве ухватились за него как утопающий за соломинку. "Дело ведь не в этом суде: выиграем этот, будет 10 других", - считает замминистра инфраструктуры Владимир Омелян. По его словам, остается уповать на некую… высшую политическую волю. Волевым решение назначить главу "Укрзалізниці", безусловно, можно. Но где же тогда обещанные "открытость и прозрачность"?
После некоторых раздумий в министерстве решили конкурс …переобъявить. Мол, правительственное постановление, так или иначе, предусматривает конкурсный отбор для руководителей госкомпаний с активами свыше 2 миллиардов гривен: подавать на утверждение в Кабмин имена кандидатов на должность теперь обязанность Номинационного комитета.
Однако когда будет происходить "переобъявление", пока не сообщается. Причины спешить, казалось бы, в самом деле, нет. По словам экс-министра Мининфраструктуры Александра Кавы, на предприятии есть исполняющий обязанности, так что препятствий для функционирования "Укрзалізниці" не существует. Но это лишь на первый взгляд. Приставка и.о. – это соблазн с помощью судебных решений вернуть в кресло гендиректора бывшего руководителя предприятия Бориса Остапюка. Невольно создается впечатление, что министерство специально сохраняет должность вакантной.
"Приставка и.о. используется как короткий поводок, когда человека держат в статусе "исполняющего обязанности" давая понять, что когда он проявит верность вышестоящим, только тогда ее назначат полноценным руководителем", - считает Андрей Новак.
Что ж, кадровые эксперименты Пивоварского становятся все более угрожающими.