Министерство инфраструктуры отменило конкурсы по отбору кандидатов на должности руководителей крупнейших компаний транспортной отрасли "Укрзализныци", аэропортов "Борисполь" и "Львов". Два месяца чиновники министерства потратили на пиар, сбор резюме и собеседования с кандидатами. Не лучше ли было бы министерству потратить это время на реальное наведение порядка в компаниях? Вместо того, чтобы наступать на старые грабли и начинать свою работу с дележа портфелей.
В пятницу 27 февраля Министерство инфраструктуры объявило о решении прекратить конкурсы по отбору кандидатов на должности руководителей крупнейших компаний транспортной отрасли "Укрзализныци", аэропортов "Борисполь" и "Львов". Основанием стало постановление Днепропетровского окружного административного суда по иску участника конкурса о признании противоправными ряда действий Мининфраструктуры при проведении этого конкурса.
Однако с самого начала конкурсы по отбору руководителей для стратегических предприятий наделали немало шума. Начать с того, что объявлены они были вечером 31 декабря 2014 г., а заявки от кандидатов принимались только в период праздников — до 12 января. Лишь в результате возмущений общественности сроки приема заявок от участников продлили до 19 января.
Министерство инфраструктуры заявило, что бесплатно привлекло к отбору руководителей стратегических предприятий известных международных консультантов. Однако выяснилось, что из трех непонятным образов выбранных Министерством консалтинговых компаний лишь одна является международной, а две другие оказались маленькими частными фирмами с украинскими корнями! Позже журналистам удалось выяснить, что бесплатные услуги этих фирм оказывается не совсем бесплатные. Кроме того, решать судьбу транспортной отрасли министерство поручило лицам, не имеющим ни профильного образования, ни сколь-нибудь существенного опыта работы в транспортной отрасли.
Поскольку конкурсная комиссия в составе только таких псевдо-международных консультантов выглядела уж совсем неубедительно, в комиссию ввели и несколько чиновников министерства. Опять- таки — таких, которые не имели опыта работы на транспорте. Вероятно, для обеспечения "одинакового уровня квалификации и компетентности" всех членов комиссии. Не удивительно, что комиссия разработала весьма странные, размытые и нечеткие требования к кандидатам, и крайне сомнительные критерии оценки. Уже на этом этапе как украинские, так и иностранные эксперты выразили сомнения в прозрачности конкурсов. Многие прямо говорили, что конкурсы — это ширма, чтобы расставить "своих людей" на руководящие должности в транспортной отрасли.
Что характерно, ни на одном из стратегических предприятий, по которым были объявлены конкурсы, министерство так и не предъявило обоснованных или необоснованных претензий к действующему руководству. То есть все действующие руководители министерство устраивают? Зачем же тогда нужны конкурсы?
В то же время существует законная процедура замены руководителей по государственным компаниям, которая прописана в постановлении КМУ от 3 сентября 2008 г. №777 "О порядке проведения конкурсного отбора руководителей государственных субъектов хозяйствования". Согласно этой процедуре, конкурс на должность руководителя государственной компании проводится, только если освобождается место руководителя и по четким критериям.
Но на все вопросы чиновники министерства давали комментарии, что проводимый ими конкурс — самый честный, открытый и прозрачный, а те, кто не согласен — дискредитируют светлые намерения и желание министерства поставить во главе предприятий квалифицированных руководителей. При этом нарушение законодательства (нарушение процедуры отбора, которая прописана в постановлении №777), непрозрачность конкурсных требований (в том что не было четких условий – высшее образование, опыт работы в крупных компаниях, энергичностьи мотивированность – это весьма размытые критерии), а также уровень квалификации и компетентности членов конкурсной комиссии чиновники предпочитали не комментировать.
В итоге, с 31 декабря по 19 января от потенциальных кандидатов поступило 233 резюме на позицию генерального директора "Укрзализныци", 254 резюме на позиции руководителей аэропортов "Борисполь" и "Львов", 190 на позицию генерального директора "Укрпочты". Министр Андрей Пивоварский заявил, что консультанты "своей репутацией гарантировали объективность отбора".
По итогам первого этапа отбора — оценки квалификации и профессиональных качеств – конкурсной комиссией министерства был отобран т.н. "длинный список" кандидатов, рекомендованных для проведения интервью с министром. Только по "Укрзализныце" в этот список вошли 11 человек, по "Укрпочте" — 19, по аэропортам — 20.
После окончания первого и второго этапов конкурсов на Мининфраструктуры посыпались нарекания в том, что отбор проходит непрозрачно и в большинстве случаев предвзято. Имена специалистов, прошедших отбор по каждой из компаний, не были названы. К тому же, вскрылись факты безосновательного недопущения ко второму и третьему этапам конкурса ведущих специалистов отрасли и признанных как на украинском, так и на мировом рынке профессионалов (КОГО ИМЕННО НЕ ПУСТИЛИ?). В частности, в "Укрзализныце" произошла утечка данных, и стали известны фамилии победителей первого этапа. Среди них – Андрей Буковский, Михаил Макаренко, Анатолий Лашко, Сергей Михальчук, Виктор Остапчук, Алексей Кривопишин, Владимир Панкратов и Александр Малин. Как видим, большинство из отобранных кандидатов — нынешние или бывшие руководители подразделений компании. Однако, что странно, ни один из них не прошел в следующий этап конкурса…
Но в Министерстве продолжали отмахиваться от возмущений в СМИ. Министр с чиновниками министерства продолжили собеседования финалистами из "длинного списка", в результате которых был составлен "шорт лист" из 3 кандидатов.
В этот "шорт лист" по "Укрзализныце" вошли: Евгений Ромащин (генеральный директор компании по производству горнодобывающего оборудования Corum Group входит в холдинг СКМ Рината Ахметова, являясь гражданином РФ до 2005 г. работал в России); Дэниел Валк (глава представительства компании Interpipe Виктора Пинчука в США, в Украине работал с 2006 по 2009 гг., до этого – в основном в России, гражданин США); Дина Немирович (с 2010 г. является финансовым директором фармацевтического предприятия "Фармак", до этого работала в нескольких аудиторских компаниях, где и познакомилась с тогдашними бизнесменами — нынешними чиновниками министерства). После опубликования списка финалистов, стала понятна причина непрозрачности, и всех странностей с порядком проведения конкурса.
Никто из финалистов не имеет опыта работы на транспорте; двое из этих трех кандидатов имеют прямое отношение к крупнейшим финансово-промышленным группам, стремящимся получить контроль над железной дорогой, а третий финалист связан давними узами с членами конкурсной комиссии. Стало понятно, что борьба за "Укрзализныцю" развернулась между олигархами Ринатом Ахметовым и Виктором Пинчуком, а в случае если олигархи не договорятся — есть свой компромиссный кандидат от министерства.
Именно этот список министр и подал на рассмотрение Номинационного комитета. В состав этого комитета вошли пять министров и пять представителей бизнес среды. Государство в нем представляют: Минфин — Наталия Яресько, Минагропрод — Алексей Павленко, Мининфраструктуры — Андрей Пивоварский, МЭРТ — Айварас Абромавичус, Минэнергоугля — Владимир Демчишин. Представители бизнес среды: глава Европейского банка реконструкции и развития (Украина) Шевки Аджунер, глава Всемирного банка (Украина) Чимяо Фан, региональный менеджер по Украине и Беларуси Международной финансовой корпорации (IFC) Руфат Алимарданов, украинский бизнес-омбудсмен Альгирдас Шемета. Возглавляет комитет президент Киевской школы экономики, экс-генеральный директор "Крафт Фудс Украина" Юрий Логуш.
Когда история с порядком проведения конкурса и его финалистами стала совсем уж эпатажной, Номинационный комитет отклонил поданные комиссией Министерства кандидатуры и рекомендовал министру еще раз пообщаться с другими кандидатами, не попавшими в "шорт-лист".
Неудача с замыслами по "Укрзализныце", негативная реакция экспертного сообщества, и даже отрицательная реакция Номинационного комитета не остановили Министерство от продолжения своих действий в том же духе — но по другим предприятиям отрасли. Министерство сообщило, что 2 марта представит уже следующий "шорт лист" кандидатов — на этот раз на должности руководителей ведущих украинских аэропортов "Борисполь" и "Львов".
Постановление суда поставило точку в истории с попытками чиновников, частных консультантов и олигархов "оформить" своих людей на руководство крупнейшими транспортными предприятиями страны. Один из сотен участников конкурса, которому, с его точки зрения, безосновательно и предвзято отказали, подал в суд иск о признании действий министерства противоправными.
И хотя решения суда по сути указанных нарушений еще нет, Мининфраструктуры, оценив факты, 27 февраля согласилось отменить свой эпатажный конкурс — тут же обвинив, правда, в своих провалах разнообразные внешние силы. Но поскольку участие в дележе портфелей — это основное направление реформ-по-чиновничьи, министерство пообещало заняться организацией нового, конкурса. Будет ли новый конкурс прозрачнее предыдущего, и будут ли его результаты отличаться от результатов предыдущих конкурсов — время покажет.
Не пора ли вмешаться Кабинету министров? Ведь у нынешних высших транспортных чиновников, к сожалению, вообще отсутствует опыт работы на транспорте и явно недостаточно квалификации. Это привело к отсутствию каких бы то ни было достижений в отрасли за три месяца работы — кроме, разумеется, активной имитации реформаторской деятельности под лозунгом (как указано на сайте министерства) "зламати систему". Но транспортная система страны имеет запас прочности и поломать ее не так просто, даже используя админресурс.
Если же министерство имеет в виду не всю транспортную систему, а только вертикаль ее управления, то начать реформу, вероятно, следует с себя, личным примером: провести открытый и прозрачный конкурс на должности заместителей министра. Тогда, возможно, в министерство придут люди, имеющие хотя бы минимальный опыт работы в отрасли и способные реформировать и удержать отрасль на плаву. Поскольку мысль о конкурсе на должности заместителей министров высшим транспортным чиновникам в голову не приходит, возможно, об этом следует задуматься Кабинету министров?
В пятницу 27 февраля Министерство инфраструктуры объявило о решении прекратить конкурсы по отбору кандидатов на должности руководителей крупнейших компаний транспортной отрасли "Укрзализныци", аэропортов "Борисполь" и "Львов". Основанием стало постановление Днепропетровского окружного административного суда по иску участника конкурса о признании противоправными ряда действий Мининфраструктуры при проведении этого конкурса.
Однако с самого начала конкурсы по отбору руководителей для стратегических предприятий наделали немало шума. Начать с того, что объявлены они были вечером 31 декабря 2014 г., а заявки от кандидатов принимались только в период праздников — до 12 января. Лишь в результате возмущений общественности сроки приема заявок от участников продлили до 19 января.
Министерство инфраструктуры заявило, что бесплатно привлекло к отбору руководителей стратегических предприятий известных международных консультантов. Однако выяснилось, что из трех непонятным образов выбранных Министерством консалтинговых компаний лишь одна является международной, а две другие оказались маленькими частными фирмами с украинскими корнями! Позже журналистам удалось выяснить, что бесплатные услуги этих фирм оказывается не совсем бесплатные. Кроме того, решать судьбу транспортной отрасли министерство поручило лицам, не имеющим ни профильного образования, ни сколь-нибудь существенного опыта работы в транспортной отрасли.
Поскольку конкурсная комиссия в составе только таких псевдо-международных консультантов выглядела уж совсем неубедительно, в комиссию ввели и несколько чиновников министерства. Опять- таки — таких, которые не имели опыта работы на транспорте. Вероятно, для обеспечения "одинакового уровня квалификации и компетентности" всех членов комиссии. Не удивительно, что комиссия разработала весьма странные, размытые и нечеткие требования к кандидатам, и крайне сомнительные критерии оценки. Уже на этом этапе как украинские, так и иностранные эксперты выразили сомнения в прозрачности конкурсов. Многие прямо говорили, что конкурсы — это ширма, чтобы расставить "своих людей" на руководящие должности в транспортной отрасли.
Что характерно, ни на одном из стратегических предприятий, по которым были объявлены конкурсы, министерство так и не предъявило обоснованных или необоснованных претензий к действующему руководству. То есть все действующие руководители министерство устраивают? Зачем же тогда нужны конкурсы?
В то же время существует законная процедура замены руководителей по государственным компаниям, которая прописана в постановлении КМУ от 3 сентября 2008 г. №777 "О порядке проведения конкурсного отбора руководителей государственных субъектов хозяйствования". Согласно этой процедуре, конкурс на должность руководителя государственной компании проводится, только если освобождается место руководителя и по четким критериям.
Но на все вопросы чиновники министерства давали комментарии, что проводимый ими конкурс — самый честный, открытый и прозрачный, а те, кто не согласен — дискредитируют светлые намерения и желание министерства поставить во главе предприятий квалифицированных руководителей. При этом нарушение законодательства (нарушение процедуры отбора, которая прописана в постановлении №777), непрозрачность конкурсных требований (в том что не было четких условий – высшее образование, опыт работы в крупных компаниях, энергичностьи мотивированность – это весьма размытые критерии), а также уровень квалификации и компетентности членов конкурсной комиссии чиновники предпочитали не комментировать.
В итоге, с 31 декабря по 19 января от потенциальных кандидатов поступило 233 резюме на позицию генерального директора "Укрзализныци", 254 резюме на позиции руководителей аэропортов "Борисполь" и "Львов", 190 на позицию генерального директора "Укрпочты". Министр Андрей Пивоварский заявил, что консультанты "своей репутацией гарантировали объективность отбора".
По итогам первого этапа отбора — оценки квалификации и профессиональных качеств – конкурсной комиссией министерства был отобран т.н. "длинный список" кандидатов, рекомендованных для проведения интервью с министром. Только по "Укрзализныце" в этот список вошли 11 человек, по "Укрпочте" — 19, по аэропортам — 20.
После окончания первого и второго этапов конкурсов на Мининфраструктуры посыпались нарекания в том, что отбор проходит непрозрачно и в большинстве случаев предвзято. Имена специалистов, прошедших отбор по каждой из компаний, не были названы. К тому же, вскрылись факты безосновательного недопущения ко второму и третьему этапам конкурса ведущих специалистов отрасли и признанных как на украинском, так и на мировом рынке профессионалов (КОГО ИМЕННО НЕ ПУСТИЛИ?). В частности, в "Укрзализныце" произошла утечка данных, и стали известны фамилии победителей первого этапа. Среди них – Андрей Буковский, Михаил Макаренко, Анатолий Лашко, Сергей Михальчук, Виктор Остапчук, Алексей Кривопишин, Владимир Панкратов и Александр Малин. Как видим, большинство из отобранных кандидатов — нынешние или бывшие руководители подразделений компании. Однако, что странно, ни один из них не прошел в следующий этап конкурса…
Но в Министерстве продолжали отмахиваться от возмущений в СМИ. Министр с чиновниками министерства продолжили собеседования финалистами из "длинного списка", в результате которых был составлен "шорт лист" из 3 кандидатов.
В этот "шорт лист" по "Укрзализныце" вошли: Евгений Ромащин (генеральный директор компании по производству горнодобывающего оборудования Corum Group входит в холдинг СКМ Рината Ахметова, являясь гражданином РФ до 2005 г. работал в России); Дэниел Валк (глава представительства компании Interpipe Виктора Пинчука в США, в Украине работал с 2006 по 2009 гг., до этого – в основном в России, гражданин США); Дина Немирович (с 2010 г. является финансовым директором фармацевтического предприятия "Фармак", до этого работала в нескольких аудиторских компаниях, где и познакомилась с тогдашними бизнесменами — нынешними чиновниками министерства). После опубликования списка финалистов, стала понятна причина непрозрачности, и всех странностей с порядком проведения конкурса.
Никто из финалистов не имеет опыта работы на транспорте; двое из этих трех кандидатов имеют прямое отношение к крупнейшим финансово-промышленным группам, стремящимся получить контроль над железной дорогой, а третий финалист связан давними узами с членами конкурсной комиссии. Стало понятно, что борьба за "Укрзализныцю" развернулась между олигархами Ринатом Ахметовым и Виктором Пинчуком, а в случае если олигархи не договорятся — есть свой компромиссный кандидат от министерства.
Именно этот список министр и подал на рассмотрение Номинационного комитета. В состав этого комитета вошли пять министров и пять представителей бизнес среды. Государство в нем представляют: Минфин — Наталия Яресько, Минагропрод — Алексей Павленко, Мининфраструктуры — Андрей Пивоварский, МЭРТ — Айварас Абромавичус, Минэнергоугля — Владимир Демчишин. Представители бизнес среды: глава Европейского банка реконструкции и развития (Украина) Шевки Аджунер, глава Всемирного банка (Украина) Чимяо Фан, региональный менеджер по Украине и Беларуси Международной финансовой корпорации (IFC) Руфат Алимарданов, украинский бизнес-омбудсмен Альгирдас Шемета. Возглавляет комитет президент Киевской школы экономики, экс-генеральный директор "Крафт Фудс Украина" Юрий Логуш.
Когда история с порядком проведения конкурса и его финалистами стала совсем уж эпатажной, Номинационный комитет отклонил поданные комиссией Министерства кандидатуры и рекомендовал министру еще раз пообщаться с другими кандидатами, не попавшими в "шорт-лист".
Неудача с замыслами по "Укрзализныце", негативная реакция экспертного сообщества, и даже отрицательная реакция Номинационного комитета не остановили Министерство от продолжения своих действий в том же духе — но по другим предприятиям отрасли. Министерство сообщило, что 2 марта представит уже следующий "шорт лист" кандидатов — на этот раз на должности руководителей ведущих украинских аэропортов "Борисполь" и "Львов".
Постановление суда поставило точку в истории с попытками чиновников, частных консультантов и олигархов "оформить" своих людей на руководство крупнейшими транспортными предприятиями страны. Один из сотен участников конкурса, которому, с его точки зрения, безосновательно и предвзято отказали, подал в суд иск о признании действий министерства противоправными.
И хотя решения суда по сути указанных нарушений еще нет, Мининфраструктуры, оценив факты, 27 февраля согласилось отменить свой эпатажный конкурс — тут же обвинив, правда, в своих провалах разнообразные внешние силы. Но поскольку участие в дележе портфелей — это основное направление реформ-по-чиновничьи, министерство пообещало заняться организацией нового, конкурса. Будет ли новый конкурс прозрачнее предыдущего, и будут ли его результаты отличаться от результатов предыдущих конкурсов — время покажет.
Не пора ли вмешаться Кабинету министров? Ведь у нынешних высших транспортных чиновников, к сожалению, вообще отсутствует опыт работы на транспорте и явно недостаточно квалификации. Это привело к отсутствию каких бы то ни было достижений в отрасли за три месяца работы — кроме, разумеется, активной имитации реформаторской деятельности под лозунгом (как указано на сайте министерства) "зламати систему". Но транспортная система страны имеет запас прочности и поломать ее не так просто, даже используя админресурс.
Если же министерство имеет в виду не всю транспортную систему, а только вертикаль ее управления, то начать реформу, вероятно, следует с себя, личным примером: провести открытый и прозрачный конкурс на должности заместителей министра. Тогда, возможно, в министерство придут люди, имеющие хотя бы минимальный опыт работы в отрасли и способные реформировать и удержать отрасль на плаву. Поскольку мысль о конкурсе на должности заместителей министров высшим транспортным чиновникам в голову не приходит, возможно, об этом следует задуматься Кабинету министров?