28.4.15

Борьба c коррупцией "по-новому"

Одним из основных девизов последнего времени стала "борьба с коррупцией". Под эти лозунгом шли на выборы буквально все. И вот назначаются различные чиновники и советники, создаются целые бюро... Но простой вопрос: как в современном и демократическом мире можно бороться с коррупцией, не применяя решений электронного правительства? При этом я, находясь близко к событиям, не слышала никакой конкретики о планах применения данных решений.
Что такое электронное правительство? Эта коммуникации государства с гражданами, бизнесом и между собой через новые ИТ- решения. И в идеале, чем меньше личного общения с чиновниками и бумаг, тем лучше: растет эффективность и скорость, уменьшается коррупция. Компьютер же не берет взяток.
Украина в рейтингах коррупции и развития электронного правительства не на продвинутых местах. Точнее - коррупция продвинутая но электронное правительство нет. В рейтинге восприятия коррупции, составляемом Transparency International, Украина в мире на 142 месте (между Угандой и Бангладеш). При этом Россия на 136, Грузия на 52 и Эстония на 26 месте. Да, Эстония в большинстве рейтингах выше Грузии, просто Украина по маркетингу и пиару себя "как реформатора постсоветского пространства" от Грузии отстает.
С рейтингом электронного правительства ситуация немногим лучше, но по не совсем объективным причинам. Украина по рейтингу E-Government Development Index на 87 месте. Грузия на 56 и Эстония на 15, хотя я даже теоретически не представляю, что еще может сделать Эстония, так как вся жизнь и общение с государством уже в электронном формате и я не знаю не одной бумажки, которую я должна носить. Место Украины во многом объясняется высоким уровнем образования населения (0.86 пунктов из 1.00) и крайне низким уровнем электронных административных услуг (0.27). Точнее самых базовых и основных электронных услуг нет, но благодаря высокому уровню образования, средний балл получается выше.
Так вот, в мире установлена прямая корреляция между уровнем коррупции и уровнем развития электронного правительствам в стране . Проще говоря - чем выше уровень развития электронного правительства, тем ниже уровень коррупции.
Несколько примеров, где электронные решения напрямую снижают уровень коррупции.

1. Госзакупки.
По данным заместителя министра юстиции Игоря Алексеевa государственный бюджет Украины ежегодно недополучает около 150 млрд гривен из-за непрозрачной системы государственных закупок. Это почти треть бюджета Украины! При этом по данным Службы безопасности Украины, около 75% бюджетных затрат, которые выделялись на государственные закупки, использовались с грубыми нарушениями. Обязательные электронные торги позволяют объявлять тендер через открытые источники информации, мониторить за процессом тендера и лучше понимать, как был выбран победитель. Я бы даже открыла бы информацию о победителе и его предложении, так как нет лучшего контрольного органа чем его конкурент.
Если электронные площадки, как Прозорро, стали бы госорганам обязательными, они конечно не решили бы некоторый проблем, как один участник, но сделали бы процесс точно более прозрачным.
2. Судебная реформа.
Электронное правительство позволит как минимум открыть информацию о доходах судей, мониторить процессы вынесения решения разных судебных инстанций, отслеживать свое дело, подписывать в процессе нужные документы электронной подписью. Так же открытая, актуальная и эффективная база информации (например реестр банкротства ) и судебных решений. И уж конечно все это в соответствии с законом о персональных данных.
3. Реформа административных услуг.
Все услуги должны предоставляться в электронном виде без прямого вмешательства чиновника в процесс. Я не должен стоять в очереди, что бы подать заявление на новый паспорт, а могу дать в электронном виде заявление и получать всю нужную информацию. Я не должен дублировать государству то, что ему и так обо мне известно как справка о несудимости. Если государству нужно - пускай и смотрит в своей базе. Все без бумажек, чиновников, посредников.
4. Реформа ГАИ.
Здесь также столько электронных решений, что даже трудно откуда-то начать. Водительские права могли бы быть не отдельная карточка одна единая карточка с удостоверением личности, транспортным билетом, цифровой подписью. Штрафы просто элементарно платить в электронном виде. Если я должен прийти на другой конец города на несколько часов, чтобы заплатить штраф в конкретные пару дней в неделе, здесь запрограммирована коррупция. Примеров еще очень много до автоматических камер по штрафам и мониторинговой системе сотрудников ГАИ.
5. Реформа здравоохранения.
Базы пациентов, лекарств и электронный процесс закупок на столько элементарно, что даже не буду говорить.
Простой пример: в Эстонии, входя в свой личный кабинет на моей государственной странице в интернет, я могу увидеть с 2008 года все данные о моем здоровье, начиная с карточки пациента (включая анализы и рентген с копиями картинок), вплоть до списка лекарств - когда и что мне доктор выписал. Врач может элементарно выписать мне цифровой рецепт, т.е. я не должна в некоторых случаях (хроническая болезнь) даже идти к врачу получать его прямо в аптеке. И вся эта система может автоматически учитывать льготы для ветеранов, положенные бесплатные лекарства для онкологических больных и диабетиков и так далее. И никаких роз, коньяков и мелких взяток. Надеюсь это хорошая новость...
Примеров можно привести много, но вывод один - бороться с коррупцией можно только меняя систему, делая при этом её более эффективной и прозрачной, а это не возможно не без современных информационных технологий. И по этому для себя я вижу реформы так - внедрение элементов электронного правительства, тем самым уменьшая коррупцию и повышая уровень жизни, эффективность и прозрачность государства для людей и бизнеса.
Яника Мерило