Задолго до даты 9 мая в Российской Федерации начинает раскручиваться пиар-акция юбилейного ликования.
Сам
факт непрерывного празднования одной победы на протяжении 70 лет нелеп,
но эту нелепость видят не все (или не хотят видеть). К тому же,
празднование это принимает год от года все более гротескные формы. Вот
этим - то есть именно формами - уже многие возмущаются. Но...
Вот цитата из текста, автор Давид Литвак http://maxpark.com/user/114126687 (текст был размножен некоторыми юзерами, очевидно, задел за живое многих).
Праздник
Победы 9 мая в России последних десяти лет заставляет говорить себе:
всё, хватит, достаточно, это переходит все мыслимые рамки приличия, это
бестактно по отношению и к тем, кто отдал свою жизнь на войне, равно как
и к тем, кто еще остался рядом с нами. Эти толпы ряженых «ветеранов» с
чужими наградами, эта безобразная «наглядная агитация», где на плакатах и
билбордах немецкие танки путают с русскими, а солдат вермахта с
красноармейцами, эти безумные конкурсы, где Вечный огонь рисуют на
спинах полуголых девиц, а из похоронок и памятников делают кондитерские
изделия, – всё это говорит только об одном: нужно остановиться.
С этими словами согласится любой здравомыслящий человек.
Но вот что пишет Давид Литвак дальше:
Слишком
тяжелой для страны оказалась эта ноша – победа над врагом всего
человечества. Тяжелой эта победа была в первую очередь для тех, кто ее
одержал. Разрушены были не только города и сёла, разрушена была жизнь
целых поколений, живших тогда в СССР. Можно было восстановить взорванные
заводы и фабрики, построить новые мосты и дороги, но вернуть миллионы
утраченных жизней, семьи, домашние очаги, всё то, из чего состоит бытие
обычного, мирного человека, было невозможно. И в этом была главная
трагедия послевоенного времени, с которой каждый справлялся как мог.
Страшное противостояние с Гитлером нанесло непоправимый удар по самой
сути человеческой жизни – по неразрывности связи между отцами и детьми,
между любимыми и родными, между прошлым и будущим. Война стала
тяжелейшим нравственным испытанием, которое выдержали не все. Война не
пощадила никого и изуродовало общество на десятилетия.
В
этом тексте, претендующем на социально-психологические и даже
философские глубины, чрезвычайно интересно и достойно анализа каждое
предложение.
Итак, "Слишком тяжелой для страны оказалась эта ноша – победа над врагом всего человечества."
Общество привыкло к словечкам такого типа - враги человечества, враги народа...
Но
здесь использовано единственное число. А вот в единственном числе есть
только один враг - но не человечества, а человека - это сатана. Правда,
можно ли его победить окончательно до пришествия Страшного Суда? вряд
ли. Впрочем, вопрос этот уже не в нашей, светской компетенции. А Литвак
не производит впечатления религиозного автора.Так что, думаю, лучше ему
такими словами не разбрасываться.
Что
означают слова "слишком тяжелой для страны оказалась эта ноша"?
"Слишком" -- то есть, страна не справилась с ношей победы - так что ли? И
в чем это выражается - что она не справилась?
Возможно,
автор пытается раскрыть свою мысль в последующих фразах, где он
пишет "вернуть миллионы утраченных жизней, семьи, домашние очаги, всё
то, из чего состоит бытие обычного, мирного человека, было невозможно."
С
этим утверждением не поспоришь, разумеется, но такова была участь всех
стран, втянутых в бойню 39-45 годов, а не только лишь одного СССР.
Наконец,
далее следует рассуждение о нравственном уроне, которое заканчивается
словами: "Война не пощадила никого и изуродовала общество на
десятилетия."
Вот это очень интересное утверждение - про изуродованное на десятилетия общество.
Оно
подразумевает, что до 41 года общество в СССР был здоровым, нормальным,
все было как у всех, видимо, и вот только эта война, проклятая -- всё
она, всё фашисты испортили.
Что подразумевает автор под "изуродованностью послевоенного общества" - совершенно не ясно - да еще на десятилетия!
В
реальности, напротив, изуверство сталинского режима после 45 года
чуть-чуть, но смягчилось. Часто в случаях, когда в 36-м сажали, теперь
ограничивались просто общественной травлей, как с Ахматовой и Зощенко. А
уж со смертью Джугашвили и вовсе резко улучшилось многое, начиная от
режима в лагерях (причем сразу, буквально на следующий день) и кончая
даже некоторой открытостью границ и общей атмосферой в стране, которая
стала более естественной и легкой. Ведь именно в эти послевоенные и
послесталинские годы рождаются шедевры киноискусства, литературы,
расцветает театр.
А
вот умники-пропагандисты с ловко подвешенным языком, соплеменники
Ильюшеньки Эренбурга, как раз использовали риторику
религиозно-истеричного свойства о "враге человечества", чтобы толкать на
пулеметы вермахта бесчисленные волны, нагромождая валы трупов безусых
призывников, безоружного ополчения, не знающего даже русского языка
набора из Средней Азии, штрафников, пиджачников, и Бог знает кого
еще...
Напомним,
что автор безумных призывов "убивать, убивать и убивать немцев везде,
где увидишь", жил все катастрофические и апокалиптические, якобы, годы
борьбы с врагом человечества в роскошной квартире на Тверской,
украшенной подлинниками Пикассо. Хочется спросить - как было изуродовано
его бытие в результате "страшного противостояния с Гитлером ", которое
"нанесло непоправимый удар по самой сути человеческой жизни"?
А
может, изуродовалось бытие советских генералов, вагонами и составами
тащивших из Германии бесчисленное добро? Так и тут вовсе не Гитлер
виноват - точно также орудовали чекисты, присваивая себе добро и жилье
тех, кого они сажали как врагов человечества... ну, или как врагов
народа. И доносчики, помогавшие чекистам "очищать общество", получали
свою долю в натуре в виде жилых метров в коммуналках. Механизм этот уже
был хорошо отработан задолго до "схватки с мировым злом". Всё то же
самое - только масштабы помельче.
И,
опять же, Гитлер ли виноват в том, что советский обыватель и задолго
до войны спички считал дефицитом? - впрочем, и после тоже... Так что,
если что-то и повлияло на "суть человеческой жизни" в СССР, то в первую
очередь это был совсем не Гитлер и не нацизм.
Трудно
сказать, какие эмоции подвигли Давида Литвака написать процитированный
выше очерк нравов. Возможно, это разочарование тем, что начиная с 1789
(французская революциия) года прогрессивное человечество борется с
мировым злом и никак не может его победить?
Если это так, то утешить автора будет трудно. Победа впереди вряд ли маячит. Опять Гитлер виноват?
Нина Тумасова