19.4.15

Девятомайское или Бесконечная война с врагом человечества

Задолго до даты 9 мая в Российской Федерации начинает раскручиваться пиар-акция юбилейного ликования.
Сам факт непрерывного празднования одной победы на протяжении 70 лет нелеп, но эту нелепость видят не все (или не хотят видеть). К тому же, празднование это принимает год от года все более гротескные формы. Вот этим - то есть именно формами - уже многие возмущаются.  Но...
Вот цитата из текста, автор Давид Литвак   http://maxpark.com/user/114126687 (текст был размножен некоторыми юзерами, очевидно, задел за живое многих).
Праздник Победы 9 мая в России последних десяти лет заставляет говорить себе: всё, хватит, достаточно, это переходит все мыслимые рамки приличия, это бестактно по отношению и к тем, кто отдал свою жизнь на войне, равно как и к тем, кто еще остался рядом с нами. Эти толпы ряженых «ветеранов» с чужими наградами, эта безобразная «наглядная агитация», где на плакатах и билбордах немецкие танки путают с русскими, а солдат вермахта с красноармейцами, эти безумные конкурсы, где Вечный огонь рисуют на спинах полуголых девиц, а из похоронок и памятников делают кондитерские изделия, – всё это говорит только об одном: нужно остановиться.
С этими словами согласится любой здравомыслящий человек.

Но вот что пишет Давид Литвак дальше:
Слишком тяжелой для страны оказалась эта ноша – победа над врагом всего человечества. Тяжелой эта победа была в первую очередь для тех, кто ее одержал. Разрушены были не только города и сёла, разрушена была жизнь целых поколений, живших тогда в СССР. Можно было восстановить взорванные заводы и фабрики, построить новые мосты и дороги, но вернуть миллионы утраченных жизней, семьи, домашние очаги, всё то, из чего состоит бытие обычного, мирного человека, было невозможно. И в этом была главная трагедия послевоенного времени, с которой каждый справлялся как мог. Страшное противостояние с Гитлером нанесло непоправимый удар по самой сути человеческой жизни – по неразрывности связи между отцами и детьми, между любимыми и родными, между прошлым и будущим. Война стала тяжелейшим нравственным испытанием, которое выдержали не все. Война не пощадила никого и изуродовало общество на десятилетия.
В этом тексте, претендующем на  социально-психологические и даже философские глубины, чрезвычайно интересно и  достойно анализа каждое предложение.
Итак,  "Слишком тяжелой для страны оказалась эта ноша – победа над врагом всего человечества." 
Общество привыкло к словечкам такого типа - враги человечества, враги народа...
Но здесь использовано единственное число. А вот в единственном числе есть только один враг - но не человечества, а человека - это сатана. Правда, можно ли его победить окончательно до пришествия Страшного Суда? вряд ли. Впрочем, вопрос этот уже не в нашей, светской компетенции. А Литвак не производит впечатления религиозного автора.Так что, думаю, лучше ему такими словами не разбрасываться.
Что означают слова  "слишком тяжелой для страны оказалась эта ноша"?  "Слишком" -- то есть, страна не справилась с ношей победы - так что ли? И в чем это выражается - что она не справилась? 
Возможно, автор пытается раскрыть  свою мысль в последующих фразах, где он  пишет  "вернуть миллионы утраченных жизней, семьи, домашние очаги, всё то, из чего состоит бытие обычного, мирного человека, было невозможно."
С этим утверждением не поспоришь, разумеется, но такова была участь всех стран, втянутых в бойню 39-45 годов, а не только лишь одного СССР.
Наконец,  далее следует рассуждение о нравственном уроне, которое заканчивается словами:  "Война не пощадила никого и изуродовала общество на десятилетия."
Вот это очень интересное утверждение - про изуродованное на десятилетия общество.
Оно подразумевает, что до 41 года общество в СССР был здоровым, нормальным, все было как у всех, видимо, и вот только эта война, проклятая -- всё она, всё фашисты испортили.
Что подразумевает автор под "изуродованностью послевоенного общества" - совершенно не ясно - да еще на десятилетия!
В реальности, напротив, изуверство сталинского режима после 45 года чуть-чуть, но смягчилось. Часто в случаях, когда в 36-м сажали, теперь ограничивались просто общественной травлей, как с Ахматовой и Зощенко. А уж со смертью Джугашвили и вовсе резко улучшилось многое, начиная от режима в лагерях (причем сразу, буквально на следующий день) и кончая даже некоторой открытостью границ и общей атмосферой в стране, которая стала более естественной и легкой.  Ведь именно в эти послевоенные  и послесталинские годы рождаются шедевры киноискусства, литературы, расцветает театр.
А вот умники-пропагандисты с ловко подвешенным языком, соплеменники Ильюшеньки Эренбурга, как раз использовали риторику религиозно-истеричного свойства о "враге человечества", чтобы толкать на пулеметы вермахта бесчисленные волны, нагромождая валы трупов  безусых призывников, безоружного ополчения, не знающего даже русского языка набора из Средней Азии, штрафников, пиджачников,  и Бог знает кого еще...
Напомним, что автор безумных призывов "убивать, убивать и убивать немцев везде, где увидишь", жил все катастрофические и апокалиптические, якобы, годы борьбы с врагом человечества  в роскошной квартире на Тверской, украшенной подлинниками Пикассо. Хочется спросить - как было изуродовано его бытие  в результате "страшного противостояния с Гитлером ", которое "нанесло непоправимый удар по самой сути человеческой жизни"?
А может, изуродовалось бытие советских генералов, вагонами и составами тащивших из Германии бесчисленное добро?  Так и тут вовсе не Гитлер виноват - точно также орудовали чекисты, присваивая себе добро и жилье тех, кого они сажали как врагов человечества... ну, или как врагов народа.  И доносчики, помогавшие чекистам "очищать общество", получали свою долю в натуре в виде жилых метров в коммуналках. Механизм этот уже был хорошо отработан задолго  до   "схватки с мировым злом".  Всё то же самое - только масштабы помельче.
И, опять же, Гитлер ли виноват в том, что  советский обыватель и задолго до войны спички считал дефицитом? - впрочем, и после тоже...  Так что, если что-то и повлияло на "суть человеческой жизни" в СССР, то в первую очередь это был совсем  не Гитлер и не  нацизм.
Трудно сказать, какие эмоции подвигли Давида Литвака написать  процитированный выше очерк нравов. Возможно, это разочарование тем, что начиная с 1789 (французская революциия) года прогрессивное человечество борется с мировым злом и никак не может его победить?
Если это так, то утешить автора будет трудно.  Победа впереди вряд ли маячит. Опять Гитлер виноват?
Нина Тумасова