Дипломатические попытки Запада найти политическое решение для
украинского конфликта зашли в тупик. Выполнение условий Минских
соглашений – широкие автономные права для Донбасса в обмен на вывод
российских войск, проведение региональных выборов под международным
наблюдением, и контроль Украины над границей с Россией – оказалось в
мертвой точке. Об этом пишут в блоге
на сайте Атлантического совета депутат Бундестага, член ПАСЕ Марилуиза
Бек и один из председателей Фонда Генриха Бёлля Ральф Фюкс.
«Даже
обмен пленными не продвигается. Продолжаются нарушения перемирия, и
каждый день выходят отчеты украинской армии о новых потерях. Российское
оружие и войска продолжают заходить в Донбасса, а наблюдателям ОБСЕ
регулярно препятствуют сепаратисты. Около 1,5 млн жителей покинули
оккупированные территории. Сообщения из Донецка и Луганска могут
свидетельствовать о том, что там правит грубая сила. Наемники набивают
свои карманы, и за потемкинским фасадом «народных республик» скрываются
российские офицеры и советники, которые и заправляют всем.
До текущего момента правительство Германии и ЕС избегало говорить прямо о ситуации – не потому, что они не знают, что происходит, а из-за желания помочь Владимиру Путину выйти из дела, сохранив лицо. Их цель была слишком промежуточной, чтобы устроить все стороны. Нерешительная позиция оставила простор российской пропаганда и усложнила поддержку Украины среди европейского общества. Поэтому референдум в Нидерландах был предупреждающим сигналом.
Хотя Россия не
объявила войну против Украины, все и так ясно. Вначале была так
называемая «добровольная оккупация» Крыма, после чего последовала война в
восточной Украине. Как и в случае с «операцией Крым», российское
руководство участвовало и в конфликте на Донбассе.
Самый последний
пример – слова спикера МИД РФ. Отвечая на требования освободить
украинскую летчицу Надежду Савченко, которую приговорили к 22 годам
тюрьмы на показательном суде, Мария Захарова невозмутимо заявила, что
Россия не является стороной Минских соглашений, и что их требования
распространяются только на две стороны конфликта – то есть Киев и
сепаратистские республики.
Почему Запад подыгрывает этому балагану, вместо того, чтобы прямо призвать российских лидеров к ответственности?
Такая
же двусторонняя сделка наблюдается на примере миссии ОБСЕ, наблюдающей
за сохранением перемирия. Россия закрепила второй по размеру контингент в
миссии и имеет большое влияние на планирование операций и составление
отчетов. Агрессор стал арбитром. В то же время, Кремль
умывает руки, когда ОБСЕ не допускают в горячие точки на оккупированных
территориях. Преобразование миссии в полицейскую является предложением,
которое стоит обдумать. Однако пока Кремль играет одновременно роль агрессора и посредника, ОБСЕ никогда не сыграет большей роли, чем фигового листка.
Пока
усиливается давление на Украину, чтобы она предоставила оккупированным
территориям широкую автономию, Россия увеличивает свой контроль.
Правительственная комиссия по Донбассу, включая пять министерств и
спецслужбы, появилась в Москве, сведя воедино политические, финансовые и
административные потоки. Медиа находятся под жестким контролем, и
какая-либо проукраинская деятельность является пагубной. Это
непостижимо, как даже наполовину свободные и справедливые выборы могут
пройти при таких условиях, не говоря об избирательных правах для
беженцев.
Для Запада требовать от Украины выполнить обязательства, вытекающие из Минских соглашений, пока Россия совершает фактическую аннексию Донбасса, равносильно тому, чтобы одобрить существование российской марионеточной республики в восточной Украине. Эту ли цену нужно платить за «нормализацию» отношений с Россией?
Тем
временем, аннексия Крыма едва вызывает упоминания. Не обсуждается
возобновившееся преследование татар. Удивительно мало говорится об
обязательствах России по выполнению Минских соглашений.
Почему мы ведем себя так, как будто не обладаем достоверными сведениями о российском следе в восточной Украине?
Почему Запад не требует в унисон от Москвы перестать поддерживать новых
наемников? Пока российские граждане, которые «едут за границу воевать»,
могут быть серьезно покараны за участие в ИГИЛ, нерегулярные войска в
Донбассе набираются в России и тренируются там же, как и финансируются
ее правительством. Кажется, что Москва не считает, что Украина подпадает под категорию «заграница».
Минские
соглашения были навязаны президенту Петру Порошенко в тяжелое время,
когда украинской армии грозил разгром в случае наступления, за которым
стояли регулярные войска РФ. Договоренности были нацелены на
приостановление войны, взамен дать ход политическому процессу, что и
остается сегодня на повестке. Тем не менее, безрассудно требовать от
Украины выполнить ее обязательства, пока Москва не делает того же на
взаимной основе. Поэтому существует необходимость в новом дипломатическом формате, чтобы найти политическое решение конфликта.
США и Великобритания должны быть вовлечены в этот процесс. Они, вместе с Россией, были гарантами Будапештского меморандума, согласно которому Украина избавилась от ядерного вооружения взамен на гарантии ее территориальной целостности и политического суверенитета. Вашингтон и Лондон не могут уклониться от своих обязательств, вытекающих из этого документа. Иначе это пошлет губительный сигнал для политики разоружения, указывая на то, что тот, кто отдаст свое ядерное оружие в обмен на международные гарантии, окажется на зыбучем песке.
Только
если Запад объединенным фронтом настоит на этом условии, тогда и Путин
может убедиться в том, что сотрудничество с Европой и Америкой более
важно для России, чем расчленение Украины. Тот, кто сигнализирует ему,
что он может получить и то, и другое, совершают большую ошибку. Поэтому
санкции должны сохраняться настолько долго, пока Кремль будет проводить
интервенционную политику.
Поддаться силовому давлению России будет
не только предательством демократического движения Украины. Это будет
также и предательство Европы. Европейский союз должен настоять на
принципах европейского мирного порядка, в основе которого лежат отказ от
насилия и обещание равных суверенитетов для всех стран Европы. С
Кремлем можно вести переговоры по многим вопросам, но только не по
этому.
ЕС не должен оставить сомнений, что он поддерживает демократическое обновление Украины всецело, но по трезвой причине. Это не карт-бланш для олигархов и коррумпированных чиновников. Успех украинских реформ находится под угрозой изнутри и снаружи, поэтому они нуждаются в европейской поддержке и твердой защите на обоих направлениях».