Просевший волнолом возле Карантинного мола. Больше половины от построенного объема - 180 метров - оказалось под водой. Он должен был возвышаться над морем минимум на пять метров. |
Реорганизация Администрации морских портов Украины (АМПУ) назрела давно. Лишь специалисты знают, что эта коррупционная структура является коммерческим предприятиям, хотя ее название наводит на мысль, что это некий орган государственного управления.
АМПУ – самое прибыльное государственное предприятие страны. В 2014-2015 гг. чистая прибыль ГП измерялась миллиардами гривень. АМПУ аккумулирует деньги, которые зарабатывают полтора десятка государственных морских портов страны, и понятно, что такой ценный актив не мог остаться без повышенного внимания со стороны различных кланов и коррумпированных чиновников.
АМПУ было создано в 2013 году под протекторатом «Семьи», с целью «прихватизации» ряда портов. При бандитской власти Януковича контроль над этим предприятием осуществляла структура ООО «Портинвест», которая почему-то до сих пор обеспечивает сбор «дани» с портового бизнеса. Годовая сумма наличных этой «дани» за год составляет около 100 млн. долларов США. Ранее «обоснованием» для сбора наличных было обеспечение победы на выборах Виктора Януковича.
Сразу же после Революции Достоинства, в апреле 2014 года предприимчивые оборотни-смотрящие проплатили назначение на должность руководителя ГП «АМПУ» некоего Амелина Андрея Николаевича. Формально для отрасли Амелин был не чужим человеком - в свое время он с братом основал одесскую экспедиторскую компанию «Карготранс», но по факту он прошел по протекции очень влиятельной персоны из окружения бывшего премьера Арсения Яценюка. До прихода в АМПУ Амелин руководил ООО “Николаевский сахарный завод”, учредителем которого была Ирина Иванчук – жена нардепа от «Народного фронта» Андрея Иванчука.
Андрей Амелин четко выполнял указания своих смотрящих по лоббированию в портах Одесской области интересов определенных частных предприятий. Этот «опытный специалист» с целью осуществления противоправных схем по хищению средств государственного предприятия назначил на руководящие должности и должности руководителей филиалов ГП «АМПУ» лиц, которые, талантливо выполняли его указания о создании и реализации коррупционных схем.
В интернете можно найти немало журналистских расследований, которые доказывают, что вокруг государственного предприятия «Администрация морских портов Украины» были специально созданы условия для деятельности организованной группы преступников, целью которой является беспринципное разворовывание средств стратегического предприятия.
Основным средством отмывания колоссальной прибыли АМПУ было проведение дноуглубительных работ в портах. Так называется примитивный процесс расчистки дна от лишнего ила с помощью «морского экскаватора» и баржи. При новом руководстве АМПУ резко повысились тарифы на закапывание денег в дно моря – в некоторых случаях они стали почти в шесть раз дороже, чем в коррупционные времена Януковича.
Неоднократно сообщалось, что в целом, сумма злоупотреблений в АМПУ исчисляется сотнями миллионов гривен.
Одни из самых больших злоупотреблений совершались в Одесском филиале АМПУ. Летом 2016 года там провели обыск – кроме всего прочего, изымалась документация, связанная с коррупционными тендерами, которые чиновники проводили для работ по дноуглублению портов. Согласно информации Нацполиции, при проведении дноуглубительных работ должностные лица АМПУ присвоили миллионные средства госпредприятия.
Кроме того, в АМПУ были выявлены необоснованные растраты, обнаружены финансовые махинации с недополученной прибылью за эксплуатацию причалов, списанием горючего "налево", завышением стоимости строительных работ, а также выплатой налогов и взносов социального страхования.
Однако самые значительные растраты финансовых средств в Одесском филиале АМПУ связаны с сооружением контейнерного терминала на Карантинном молу, строительство которого финансировало государство.
Общая стоимость строительства в соответствии с распоряжением КМУ в 2014 г. составляла более 5 млрд. грн, в т.ч. из которых смета расходов АМПУ составляла 2,7 млрд. грн.. Из-за того что строительство велось с грубыми нарушениями, часть гидротехнических сооружений разрушилась и ушла под воду (утонул волнолом).
Одесский филиал АМПУ истратил на это строительство более 2 млрд, грн. государственных средств, значительная часть которых не была предусмотрена сметой и была направленна на сокрытие нарушений при строительстве волнолома и устранение последствий его разрушения.
Утверждают, что полная сумма прямых и косвенных убытков в связи с невыполнением проекта строительства контейнерного терминала на Карантинном молу составляет порядка миллиарда долларов. Кроме того, действия руководства Одесского филиала АМПУ поставили под сомнение возможность реализации совместных проектов в отрасли и отпугнули крупных инвесторов.
По мнению экспертов, АМПУ не смогла бы проворачивать свои схемы, если бы на то не было молчаливого согласия тех, кто должен пресекать подобные действия — Министерства инфраструктуры, ГФИ, СБУ, полиции и прокуратуры.
Относительно недавно все эти органы как будто очнулись – и серьезно взялись за коррумпированного монстра. В офисах предприятия грянули обыски, после которых руководителю АМПУ Андрею Амелину СБУ предъявило подозрение в совершении уголовного преступления. В начале 2016 года министр инфраструктуры Омелян временно назначил нового руководителя АМПУ – латыша Райвиса Вецкаганса и начал кадровую чистку в филиалах, в частности, был отстранен от должности руководитель Одесского филиала Михаил Соколов.
Возможно, эти меры временно помогут снизить тотальную коррупцию в государственном предприятии. Однако, крайне необходимо до конца расследовать все факты хищений, механизмы отмывания денег, преступления коррупционной направленности - и наказать виновных, иначе противозаконные схемы сохранятся в том или ином виде.
Окончательно коррупционную гидру АМПУ можно будет побороть лишь после реорганизации предприятия и создания на его основе морской администрации, которая будет заниматься не зарабатыванием денег, а развитием и регулированием морской отрасли, безопасностью мореплавания, навигацией, организацией работы таможенных и пограничных пунктов пропуска.
Ігор Ставничук
АМПУ – самое прибыльное государственное предприятие страны. В 2014-2015 гг. чистая прибыль ГП измерялась миллиардами гривень. АМПУ аккумулирует деньги, которые зарабатывают полтора десятка государственных морских портов страны, и понятно, что такой ценный актив не мог остаться без повышенного внимания со стороны различных кланов и коррумпированных чиновников.
АМПУ было создано в 2013 году под протекторатом «Семьи», с целью «прихватизации» ряда портов. При бандитской власти Януковича контроль над этим предприятием осуществляла структура ООО «Портинвест», которая почему-то до сих пор обеспечивает сбор «дани» с портового бизнеса. Годовая сумма наличных этой «дани» за год составляет около 100 млн. долларов США. Ранее «обоснованием» для сбора наличных было обеспечение победы на выборах Виктора Януковича.
Сразу же после Революции Достоинства, в апреле 2014 года предприимчивые оборотни-смотрящие проплатили назначение на должность руководителя ГП «АМПУ» некоего Амелина Андрея Николаевича. Формально для отрасли Амелин был не чужим человеком - в свое время он с братом основал одесскую экспедиторскую компанию «Карготранс», но по факту он прошел по протекции очень влиятельной персоны из окружения бывшего премьера Арсения Яценюка. До прихода в АМПУ Амелин руководил ООО “Николаевский сахарный завод”, учредителем которого была Ирина Иванчук – жена нардепа от «Народного фронта» Андрея Иванчука.
Андрей Амелин четко выполнял указания своих смотрящих по лоббированию в портах Одесской области интересов определенных частных предприятий. Этот «опытный специалист» с целью осуществления противоправных схем по хищению средств государственного предприятия назначил на руководящие должности и должности руководителей филиалов ГП «АМПУ» лиц, которые, талантливо выполняли его указания о создании и реализации коррупционных схем.
В интернете можно найти немало журналистских расследований, которые доказывают, что вокруг государственного предприятия «Администрация морских портов Украины» были специально созданы условия для деятельности организованной группы преступников, целью которой является беспринципное разворовывание средств стратегического предприятия.
Основным средством отмывания колоссальной прибыли АМПУ было проведение дноуглубительных работ в портах. Так называется примитивный процесс расчистки дна от лишнего ила с помощью «морского экскаватора» и баржи. При новом руководстве АМПУ резко повысились тарифы на закапывание денег в дно моря – в некоторых случаях они стали почти в шесть раз дороже, чем в коррупционные времена Януковича.
Неоднократно сообщалось, что в целом, сумма злоупотреблений в АМПУ исчисляется сотнями миллионов гривен.
Одни из самых больших злоупотреблений совершались в Одесском филиале АМПУ. Летом 2016 года там провели обыск – кроме всего прочего, изымалась документация, связанная с коррупционными тендерами, которые чиновники проводили для работ по дноуглублению портов. Согласно информации Нацполиции, при проведении дноуглубительных работ должностные лица АМПУ присвоили миллионные средства госпредприятия.
Кроме того, в АМПУ были выявлены необоснованные растраты, обнаружены финансовые махинации с недополученной прибылью за эксплуатацию причалов, списанием горючего "налево", завышением стоимости строительных работ, а также выплатой налогов и взносов социального страхования.
Однако самые значительные растраты финансовых средств в Одесском филиале АМПУ связаны с сооружением контейнерного терминала на Карантинном молу, строительство которого финансировало государство.
Общая стоимость строительства в соответствии с распоряжением КМУ в 2014 г. составляла более 5 млрд. грн, в т.ч. из которых смета расходов АМПУ составляла 2,7 млрд. грн.. Из-за того что строительство велось с грубыми нарушениями, часть гидротехнических сооружений разрушилась и ушла под воду (утонул волнолом).
Одесский филиал АМПУ истратил на это строительство более 2 млрд, грн. государственных средств, значительная часть которых не была предусмотрена сметой и была направленна на сокрытие нарушений при строительстве волнолома и устранение последствий его разрушения.
Утверждают, что полная сумма прямых и косвенных убытков в связи с невыполнением проекта строительства контейнерного терминала на Карантинном молу составляет порядка миллиарда долларов. Кроме того, действия руководства Одесского филиала АМПУ поставили под сомнение возможность реализации совместных проектов в отрасли и отпугнули крупных инвесторов.
По мнению экспертов, АМПУ не смогла бы проворачивать свои схемы, если бы на то не было молчаливого согласия тех, кто должен пресекать подобные действия — Министерства инфраструктуры, ГФИ, СБУ, полиции и прокуратуры.
Относительно недавно все эти органы как будто очнулись – и серьезно взялись за коррумпированного монстра. В офисах предприятия грянули обыски, после которых руководителю АМПУ Андрею Амелину СБУ предъявило подозрение в совершении уголовного преступления. В начале 2016 года министр инфраструктуры Омелян временно назначил нового руководителя АМПУ – латыша Райвиса Вецкаганса и начал кадровую чистку в филиалах, в частности, был отстранен от должности руководитель Одесского филиала Михаил Соколов.
Возможно, эти меры временно помогут снизить тотальную коррупцию в государственном предприятии. Однако, крайне необходимо до конца расследовать все факты хищений, механизмы отмывания денег, преступления коррупционной направленности - и наказать виновных, иначе противозаконные схемы сохранятся в том или ином виде.
Окончательно коррупционную гидру АМПУ можно будет побороть лишь после реорганизации предприятия и создания на его основе морской администрации, которая будет заниматься не зарабатыванием денег, а развитием и регулированием морской отрасли, безопасностью мореплавания, навигацией, организацией работы таможенных и пограничных пунктов пропуска.
Ігор Ставничук