2.12.15

Андрей Пивоварский. Министр развала инфраструктуры



Последнее время Министерство инфраструктуры находится в эпицентре новостей. Речь идет и о повышении цен на железнодорожные билеты, и о запрете полетов над Украиной российских самолетов, и о каком-то новом полумифическом порту на Черном море, и даже о расширении полномочий министра путем передачи ему части функций Министерства регионального развития. Руководит этим министерством «мальчик-яппи», 38-летний солдат второго постмайданного призыва Андрей Николаевич Пивоварский, сменивший на этом посту БЮТовца Максима Бурбака из первого правительства Арсения Яценюка. Мининфраструктуры всегда было учреждением с высоким уровнем коррупции – это связанно с его спецификой, а именно большим количеством тенедров и неслабым «хозяйством» ему принадлежащим – это и дороги, которые надо ремонтировать, и все виды транспорта, и радиочастоты. Достаточно вспомнить скандалы, сотрясавшие эту госструктуру в годы Георгия Кирпы и Евгения Червоненко. Нынешний министр не стал исключением из правил, мы уже писали о его коррупционных связях с компанией ТИС, которая построила незаконное гидросооружение возле порта Южный. Писали мы и о скандалах, связанных с назначением руководителей Укрпошты. Более того, буквально в августе этого года именно Пивоварский был первым претендентом на вылет из Кабмина, о чем мы также сообщали. Но тогда, видимо, обошлось. Обойдется ли теперь, и откуда появился во власти Андрей Пивоварский — ответы на эти вопросы мы попытаемся дать в нашей статье.

Протеже Еремеева


До своего назначения на должность министра Андрей Николаевич никакого отношения ни к государственной службе, ни к инфраструктуре не имел. Он выходец из бизнеса. Свою карьеру начинал в компании Dragon Capital, откуда вообще вышло довольно много людей, которые прямо из этой компании перешли в здания на Грушевского и Банковой. Впрочем, о том, как сотрудники этой компании под руководством Томаша Фиала уходят от налогов и вообще нарушают украинское законодательство, мы также писали. Затем он возглавил компанию «Континуум», куда входят нефтяные и пищевые активы покойного депутата Игоря Еремеева и его партнера, тоже депутата Степана Ивахива. Оба депутата организовали в парламенте группу «Воля народа», группа росла, они постепенно подкупали туда мажоритарщиков. При этом, не будучи в коалиции, группа голосовала синхронно с большинством за все инициативы Петра Порошенко. Видимо, это и было платой за назначение по квоте БПП Андрея Пивоварского в Кабмин. Еремееву от этого был прямой профит. Его компания «Вог-ритейл» стала практически эксклюзивным поставщиком ГСМ для Укрзализныцы и ГП «Администрация портов Украины». Его пищевые компании начали поставки продуктов питания для поездов и самолетов. Но это были мелочи. По некоторым данным покойный Игорь Еремеев активно интересовался портами, в частности Николаевским и Одесским, а также Одесским припортовым заводом. Если бы он был жив, без своего «карманного» министра он не смог бы даже думать об этом. Но, как говорится, се ля ви.

Протеже Фиала или вторая версия


По другой версии Пивоварского на должность протежировал уже упоминавшийся руководитель Dragon Capital Томаш Фиала, якобы он лично советовал Порошенко, с которым у него хорошие отношения, Андрея Николаевича. В пользу этой версии говорит большое количество экспертов из инвестиционного фонда, которые работают или сотрудничают с министерством. Они в основном занимаются тем, что оценивают объекты Мининфраструктуры с точки зрения их возможной приватизации. Изначально речь шла о приватизации Укразализныци, но ее удалось отстоять, так же, как и Укрпошту, и морские порты. Пока удалось. Но есть и другие лакомые кусочки, например: Киевский автовокзал и 24 автостанции в Киеве и области, Ивано-Франковский локомотиворемонтный завод, здание института последипломного образования моряков и речников, государственная стивидорная компания, Дунайское пароходство, «Инфлот», речные порты. Все эти предприятия уже приватизированы или готовятся к приватизации. А как раз на таких сделках и зарабатывают инвестиционные фонды, типа Dragon Capital. Впрочем, первая версия второй совершенно не исключает. Вполне могло случиться так, что за Пивоварова ходатайствовали и Игорь Еремеев, и Томаш Фиал.

Скандалы в министерстве


Заняв кабинет в министерстве, Андрей Николаевич не успевает вылезать из скандалов. Все их перечислить, не хватит этой статьи. Но давайте вспомним самые громкие.

Пожалуй, самым резонансным был скандал с назначением главой Укрзализницы Александра Завгороднего. Дело в том, что его Пивоварский назначил без всякого конкурса на основании… публикаций в Фейсбуке, которые очень понравились министру. В результате Завгороднего поймали на непрозрачных тендерных закупках и передаче всех выгодных грузоперевозок частным компаниям.

Другой не менее громкий скандал – это дорога Львов-Краковец. Она должна была быть концессионной – государство плюс частный инвестор. В результате строительство полностью оплатило государство, набрав кредитов под госгарантии. Заслуживает внимание и скандал вокруг Ильичевского порта и Юрия Крука. В октябре этого года губернатор Одесской области Михаил Саакашвили наконец-то убрал последнего с должности руководителя порта. Но Пивоварский тут же назначил Крука своим советником.

С Саакашвили случился еще один скандал, связанный с лоукостером «Атлас Джет». Подчиненный Андрея Пивоварского, глава Госавиаслужбы Денис Антонюк не хотел давать этой авиакомпании разрешение летать в Одессу, но после личного вмешательства одесского губернатора, который пожаловался лично президенту, все-таки выдал. Кстати, Антонюка только отстранили от должности, но не увольняли. И он вполне может восстановится через суд.

Михаил Саакашвили и Денис Антонюк

Банальная некомпетентность


Часть скандалов порождена не злой волей Андрея Николаевича, а банальным отсутствием компетенции. Например, этим летом министр заявил, что он ликвидировал Укравтодор — тот самый, который автомобилисты ненавидят настолько, что вешают на машины соответствующие наклейки. На самом деле он живет и здравствует, а то, что Пивоварский ликвидировал, называется ГК «Автомобильные дороги Украины». Некомпетентностью вызвана и реформа, по которой 65% дорог должны передать местным властям. Специалисты говорят, что те их просто не потянут по деньгам. Укрзализныця до сих пор не может сформировать обоснованные тарифы и представить их обществу, и это тоже отсутствие компетенции, но не у железнодорожников, которые эти расчеты по понятным причинам скрывают, а у министра, который не может их заставить это сделать. А тут еще Андрей Николаевич разразился заявлением, в котором назвал речной транспорт перспективным. И это в стране, где речные порты лежат в руинах, а речной флот давным-давно распилен на металлолом.


Пиар и антипиар


В чем министр инфраструктуры действительно преуспел, так это в пиаре. Заявления министерства звучат чуть ли не каждую неделю, и одно другого бравурнее. Строятся и заявляются все более грандиозные планы реформирования отрасли. Да и сам Андрей Николаевич человек симпатичный, европейский, интеллигентный, с американским образованием. Ему хочется верить. Однако, усилия пиарщиков ежедневно сводятся к нулю. Практически все жители Украины в той или иной степени являются клиентами предприятий Министерства инфраструктуры. Они ездят по дорогам, на поездах, пользуются мобильной связью и, как говорится, на собственной шкуре ощущают разницу между заявлениями министра и суровой реальностью. А тут еще у него появились враги, которые его жестоко «мочат» в пиар-пространстве. Так, например, в июле этого года появились борды, на которых было написано: «Пиво+Бейлис= А папа знает?». Папа – это Порошенко, пиво – Пивоварский, а Бейлис – внештатный советник президента Михаил Бейлин близкий к Борису Ложкину и курирующий в АП инфраструктуру. Этот плакат, судя по всему, намекал на некие «шашни» между ними за спиной Петра Порошенко.

Инициатором этих публичных намеков считают одного из руководителей БПП депутата Игоря Кононенко. Он и сам хотел занять это место, о чем весьма непрозрачно намекнул всей стране давая интервью журналу Фокус. Следом появились борды, на которых было написано: «Абсент + Совиньон Блан. Папа знает все», «Яичный ликер + самогон. Папа знает все» и «Рогань + Коньяк. Папа знает все». Совиньон Блан – это Максим Бланк, заместитель директора Укрзализныци, Рогань – Арсен Аваков, а Яичный ликер – Арсений Яценюк. По всей видимости, троллинг автору этой кампании понравился.





Что будет дальше?


Уже очень скоро, 11-12 декабря, Верховная рада заслушает отчет Кабинета министров о проделанной работе. Ситуация такова, что может слететь и сам премьер-министр. Радикальная партия вышла из коалиции и, скорее всего, будет голосовать за отставку или недоверие просто из принципа. В БПП тоже наметился бунт «15 спартанцев». Батькивщина, как всегда, колеблется. Юлия Тимошенко ходила на антитарифный майдан к Олегу Ляшко и явно намекает, что может еще раз пойти. Словом, придется торговаться. А значит, сдавать достаточно хлебные места ситуативным партнерам, способным продлить политическую жизнь Арсению Петровичу.

С большой долей вероятности уже выставлены на торги должности министра здравоохранения и министра ТЭК. Но двух этих должностей может и не хватить, тогда придется сдавать АПК и Мининфраструктуры. Так что вполне возможно, уже через две недели Андрей Пивоварский вернется к более близкому и понятному бизнесу инвестиционного банкира или управлению какой-нибудь компанией. Так что уже в начале декабря реально могут выиграть все: и он сам, и инфраструктура страны, и Украина.