13.12.15

Протеже Андрея Пивоварского на пост гендиректора ''Борисполя'' Солончук подпадает под закон о люстрации

Юрий Солончук

Министр экономического развития и торговли Украины Айварас Абромавичус не поддержал решение Номинационного комитета назначить Юрия Солончука на должность генерального директора крупнейшего в Украине международного аэропорта «Борисполь».


Об этом Абромавичус сказал в интервью ТСН. «Обычно мы не комментируем решение Номинационного комитета. Но могу сказать, что большинством голосов принято такое решение. Я лично могу сказать, что голосовал против этого кандидата (Юрия Солончука). Поэтому не все так везде однозначно, - отметил Абромавичус. – Я не могу гарантировать, я не юрист. Я уверен, что если его назначат, в итоге… по-моему премьер министр еще не подписал… что будет проверка на люстрацию. Номинационный комитет не занимается люстрацией».

При этом министр подчеркнул, что он лично выступает за то, чтобы привлекать к управлению госактивами людей, ранее не задействованных в госсекторе.


«Если бы я прописывал сам условия всех конкурсов, каких людей я лично я ищу – таких, которые не руководили никогда гос.компаниями. Это раз. Те, которые не были на госслужбе до Майдана - это два. Те, которые не были депутатами не одного уровня нигде и никогда, которые не работали никогда в правоохранительных органах. Я постоянно говорю, давайте искать таких людей. И бывают часто со мной согласны, головой покивали, а потом кандидатами оказываются те люди, которые работали раньше в госслужбе», - посетовал министр.

Абромавичус не уточнил, означает ли его позиция, что конкурс на должность гендиректора «Борисполя» будет объявлен снова.

«Номинационный комитет рассматривал в этом году множество руководителей на должности множества компаний. И я честно вам скажу, что качество кадров оставляет желать лучшего. Из-за политического давления, из-за репутационных рисков для людей, которые идут на эти должности у нас пул потенциальных кандидатов очень узкий», - подчеркнул глава Минэкономразвития.

Он также выразил пожелание, чтобы в будущем не только Номинационный комитет, но также и конкурсные комиссии формировались бы под руководством Минэкономразвития, как наиболее удаленного от отраслевых перипетий органа.

«На позапрошлом заседании Кабинета министров, на котором обсуждалась реформ государственной компании, мы сказали, что нужно улучшать. Чтобы вот на те компании, руководителей которых назначает Номинационный комитет, пусть и конкурсная комиссия на первоначальном этапе будет под Министерством экономического развития и торговли - ни под Министерством инфраструктуры, ни под Министерством энергетики. Премьер нас поддержал, поэтому в ближайшее время этими вопросами - и Бориспольский аэропорт, и «Укрзализница» - все эти конкурсы будут проходить исключительно с комиссией при Министерстве экономразвития».

12 ноября состоялось заседание постоянно действующей комиссии Министерства инфраструктуры Украины, члены которой приняли документы кандидатов на должность генерального директора крупнейшего в Украине международного аэропорта «Борисполь» и заслушали программы их деятельности на предприятии. 16 ноября комиссия определила четырех претендентов на должность. В список вошли: экс-глава Госавиаслужбы Молдовы Валентин Визант, вице-президент «МАУ» по вопросам финансов гражданин Польши Пиотр Иканович, экс-руководитель «Борисполя» Сергей Гомболевский и Юрий Солончук.

Действующий директор «Борисполя» Евгений Дыхне также участвовал в конкурсе, в шорт-лист не попал и подал иск в Окружной административный суд Киева с требованием приостановить конкурс, поскольку непонятными были условия отбора кандидатов. Однако суд отказал Дыхне в обеспечении иска в части приостановки кадрового конкурса.

В конце ноября Комитет по назначениям руководителей особо важных для экономики предприятий, работающий при Министерстве экономического развития и торговли Украины, рекомендовал Кабинету министров Украины назначить гендиректором крупнейшего в Украине международного аэропорта "Борисполь" руководителя госавиапредприятия "Украина" Юрия Солончука.

В то же время, по имеющимся в распоряжении УНИАН материалам, эксперты, принимавшие участие в заседании Комитета высказались резко против кандидатуры Солончука. Такое же решение вынесли и независимые члены Номинационного комитета, представляющие международные организации, работающие в Украине. Тем не менее, недавно подавший в отставку министр инфраструктуры Андрей Пивоварский сумел отстоять кандидатуру Солончука.

Напомним, комитет по назначениям определил кандидата на должность генерального директора государственного предприятия "Международный аэропорт "Борисполь" в ноябре. В кресло руководителя крупнейшего аэропорта в Украине предложили Юрия Солончука.

Сначала на эту должность отобрали 17 претендентов. После "отсеивания" оставили четырех, из которых и отобрали Солончука. Об этом сообщила пресс-служба Минэкономразвития.

Коррупционные достижения Солончука действительно впечатляют, - говорилось в сюжете ТСН. Он уже имел возможность проявить себя в "Борисполе" и оставил по себе очень много вопросов.

"Он связан с людьми из окружения, скажем так, бывшими бизнес-партнерами сына Януковича. Это их прямая креатура", – рассказал эксперт по авиации Александр Ланецкий. Солончук организовал строительство ненужных объектов аэропорта по завышенной стоимости с компанией семьи Януковича "Строительное управление номер 813". И раздал несколько миллионов гривен на помощь различным компаниям.

"Сдавал площади государственного предприятия в аренду и всю плату, которую должен был перечислять в бюджет, оставлял у себя", – говорит юрист Олег Бондарь.

Тогда от тюрьмы Солончука спасли только связи с семьей Януковича. Однако из "Борисполя" его перевели в Симферополь. Там он руководил местным аэродромом именно в то время, когда он принимал "зеленых человечков" для оккупации Крыма.

Впоследствии проверка деятельности Солончука обнаружила злоупотреблений на 60 млн грн. В том же году чиновник приобрел недвижимость – 800 кв метров на берегу реки. Стоимость имения оценивается минимум в 6 млн долларов. По тогдашнему курсу – примерно столько же было украдено из симферопольского аэропорта.

Последнее место работы Солончука – государственная авиакомпания "Украина". В сентябре с его легкой руки президент Украины не смог вернуться из командировки в Ивано-Франковск собственным самолетом. В основного судна, которое обслуживали люди Солончука, отказала электроника, а резервный борт номер один не смог подняться в воздух.

Все обвинения Солончук отвергал. Так же, как не видел проблем с перечнем кандидатов и профильный министр Андрей Пивоварский. "Если у вас есть доказательства сомнительной репутации – предоставьте в министерство, предоставьте на номинационный комитет, предоставьте правоохранительным органам. Предоставьте абсолютно всю эту информацию", – посоветовал он журналистам.