Свою предвыборную заявку лидер “Батькивщины” представила (и достаточно мощно) на форуме под названием “Новый курс” еще 15 июня. С тех пор в рабочих группах идет обсуждение заявленных ею инициатив в части изменения Конституции и базовых законов сосуществования государства и гражданина – по сути, Тимошенко предлагает полностью переверстать т.н. общественный договор. Ее идеи тем интересней, учитывая, что следующему президенту придется быть модератором диалога между носителями двух диаметрально противоположных мнений о дальнейших путях развития страны – “европейского” и “самостоятельного”.
КАНЦЛЕРСКАЯ РЕСПУБЛИКА БЕЗ КАНЦЛЕРА
Основа
 программы Тимошенко – доскональное изменение Конституции, как системы 
общественного договора. Тут можно выделить ряд основных позиций:
– Упразднение поста президента, внедрение новой формы правления – парламентско-канцлерской республики.
– Правительство возглавляет политик, чья политсила победила во втором туре парламентских выборов.
–
 Появляется новый орган – Национальная ассамблея самоуправления, 
фактически, верхняя палата парламента. На треть ее формируют главы 
профессиональных ассоциаций (бизнес, военные, медицина), на две трети – 
“моральные авторитеты”. Второй подход – в ассамблею входят представители
 общин (громад), которые сегодня создаются в рамках реформы 
децентрализации.
– Часть полномочий президента переходят к 
ассамблее – она сможет распускать парламент и Кабмин, назначать глав 
НАБУ, ГБР, НАПК, имеет право вето на законы.
– Законодательной 
инициативой предлагается наделить и простых украинцев (разработав 
систему онлайн-голосования за законы, буквально – это могут быть лайки в
 соцсетях).
Детальней
 систему пояснили политологи, принимающие участие в работе 
экспертного пула, приглашенного штабом “Батькивщины”. По словам Николая 
Спиридонова, выборы в Раду планируется проводить в 2 тура. Проходной 
барьер предлагается на уровне 2% (в Раду пройдет большее количество 
партий). Победитель 2 тура получает 50% +1 мандат и возможность 
однопартийного формирования Кабмина, а лидер партии становится 
“канцлером”. “При этом глава правительства не будет называться 
“канцлером” – у слова негативная коннотация, будет принят термин “голова
 уряду” – но не премьер-министр: со сменой функционала меняется и 
название, – пояснил “Вестям” политэксперт Сергей Быков. – Глава 
правительства получит управление всей полнотой исполнительной власти, 
будет нести ответственность за все процессы”.
Местное 
самоуправление также “переверстают”: систему с обл- и райсоветами 
предложено отменить, вместо них будут общины и объединения общин. “По 
принятой модели именно представители общин будут формировать 
Национальную ассамблею самоуправления, она станет де-факто третейским 
судьей и верхней палатой парламента. Собираться будут не реже раза в 
год, сформируют из своего состава постоянно функционирующий 
исполнительный орган, – пояснил нам Быков. – Что до двухтуровых выборов в
 Раду – в теории, она позволит ликвидировать вероятные кризисы при 
формировании коалиции, когда власть формирует победитель 2 тура, а 
оппозиция – получает сумасшедшие гарантии (возможность сформировать 
руководство парламентских комитетов, контрольные функции в виде Счетной 
палаты, прямое обращение в суд в случае установления нарушений со 
стороны власти, минуя следственные комиссии)”.
Однако к реализации
 “нового курса” есть вопросы. Во-первых, как реализовать изменение 
Конституции на практике? “Для реализации плана потребуется 2/3 голосов 
парламента и две сессии – процедура сложна, а с 1991 года в истории 
Украины не было ни единого случая, когда бы одна политсила набрала 
конституционное большинство, – считает политолог Евгений Филиндаш. – Да и
 “отцы-содержатели” партий не готовы к глобальному переформатированию – 
скорее всего, это станет поводом для провала голосования в Раде и 
поводом уйти от темы, сказав: “ну не смогли мы!” Напротив, политолог 
Руслан Бортниксчитает идею парламентской республики, скорее, “наживкой” 
для украинских олигархов. “Ведь они совсем не против парламентской 
модели, которая откроет перед ними новые возможности по встраиванию в 
механизмы управления”, – заключил эксперт.
У Тимошенко, кстати, 
рассказали о несколько ином механизме, нежели видят эксперты – 
проведении всеукраинского референдума осенью 2019-го параллельно выборам
 в парламент (по старому закону). “Тогда новоизбранная Рада лишь 
утвердит результаты референдума – и я бы посмотрел на тех депутатов, 
которые в самый ответственный момент решат, скажем, уйти в буфет выпить 
кофе”, – прогнозирует Сергей Быков.
Второй вопрос, насколько сама 
Тимошенко будет готова пойти на усечение собственных полномочий, как 
новоизбранный президент. “Насколько это выгодно самой Тимошенко – 
вопрос: не факт, что через полтора года, когда нужно будет проводить 
выборы по обновленной Конституции, она будет лидером симпатий. Да и 
велик риск раздробленности парламента – при низком проходном барьере 
десятку фракций будет сложно договориться друг с другом, получится 
“итальянская забастовка” в украинском масштабе”, – 
прогнозирует политолог Денис Гаевский.
ОБЩЕСТВО – “НУЖНО ЧТО-ТО ДЕЛАТЬ”
Социальную
 политику штабисты видят, как “построение Украины, как государства 
эффективного, в котором хочется жить и видеть собственное будущее”. Сама
 Юлия Тимошенко начала выступление на форуме 15 июня с посыла о необходимости создания условий для возвращения “заробитчан” назад в Украину.
 А на днях посыл повторила, заявив, что экономика держится на деньгах, 
присылаемых гастарбайтерами, оценив сумму в не менее 5$ млрд в год. 
“Страна проигрывает глобальную конкуренцию за человека, как 
самодостаточную величину – важно убрать те барьеры, которые сегодня 
существуют для саморазвития, формирования успешной карьеры, получения 
эффективного образования”, – поясняет Быков.
По его словам, одна 
из рабочих групп будет заниматься наработкой программы по созданию 
рабочих мест для каждого сектора экономики в отдельности. Сама Тимошенко
 отмечает в Фейсбуке, что необходимо “что-то срочно делать, чтобы 
привлечь молодых и талантливых людей работать в Украине”, говоря о 
комплексной программе “интеллектуального роста” страны. “Однако суть 
политики, в т.ч. гуманитарной и социальной, при Тимошенко будет 
сводиться к тем же “реформам”, что и при нынешнем президенте – демонтаж 
всех социальных благ, доставшимся нам в наследство от Союза, 
разгосударствлении предприятий, начале процесса продажи земли. Это часть
 политики, которую ведет Запад в отношении Украины, и я не вижу причин, 
по которым Юлия Владимировна откажется от этой политики”, – полагает 
Евгений Филиндаш. Правда, контртезисом этому – позиция самой Тимошенко, 
выступившей против вырубки карпатских лесов.
А вот одну из главных
 стратегических задач нового президента – по “сшиванию”, де-факто, 
разъединенной идеологически страны – у Тимошенко особо не артикулируют. 
Собеседники журналистов, близкие к штабу, декларируют ориентацию 
предложений “нового общественного договора” на “креативный класс” 
общества: его лояльность, по мнению технологов, призвана обеспечить 
кандидату поддержку в новых для нее электоральных нишах.
ЭКОНОМИКА – БУДЕТ ЛИ РЕПРИВАТИЗАЦИЯ
Первые
 же экономические/социальные шаги президента Тимошенко будут связаны с 
политическими задачами, которые встанут сразу после инаугурации. “Это 
мгновенная постройка своего аппарата, смена правительства и проведение 
парламентской кампании для победы на выборах – и они будут диктовать 
соответствующее поведение: продолжение риторики о переходе к 
парламентской модели параллельно с мощным социальным популизмом образца 
ее же премьерства вкупе с проведением репрессий против собственных 
предшественников (кто именно ляжет под “пресс”, зависит от успешности 
переговоров с НФ или окружением президента Порошенко)”, – сказал Руслан Бортник. Претензии к “новым бывшим” могут, к слову, 
стать на первых порах даже источником для наполнения бюджета – по 
аналогии с реприватизацией Криворожстали в июне 2005 года. Тогда премьер
 Тимошенко объявила о “льготных условиях” и “фактическом отсутствии 
конкурса” при продаже завода компаниям SCM и “Интерпайп” (Ринат Ахметов и
 Виктор Пинчук) и провела новый конкурс, по итогу которого 93,02 % 
пакета акций Криворожстали продали за $4,8 млрд (против $800 млн с 
предыдущей продажи). “Претензии к нынешней команде власти тем более 
вероятны, учитывая, что иного ресурса у Тимошенко, кроме выдвижения 
претензий, подкрепленных уголовными производствами, по сути, нет, – 
считает Денис Гаевский. – И экономическая ситуация предельно понятна: 
нужно изыскивать ресурсы для повышения соцстандартов и выплат, а таковые
 есть в окружении действующего президента”.
По мнению экспертов, 
при этом Тимошенко сможет рассчитывать на условную лояльность 
администрации президента Трампа и европейских институтов власти. 
“Безусловной поддержки, конечно, не будет (как, впрочем, и у других 
политиков за исключением, разве что, Гриценко и Вакарчука) – а вот 
лояльность вполне, – прогнозирует Бортник. – Это значит, что у Тимошенко
 будет возможность заключить новые отношения с МВФ и получить транши при
 необходимости – на худших условиях и под высший процент, нежели даже 
сейчас, но получит без проблем – МВФ и другие кредиторы всегда стараются
 наладить отношения с новоизбранным президентом”.
ДОНБАСС И МИР
Учитывая
 нерабочий характер нынешних переговорных площадок (Нормандский формат, 
Минская контактная группа, формат “Сурков – Волкер”), Юлия Тимошенко на 
форуме заявила о необходимости вернуться к Будапештскому меморандуму. 
“Это реальный документ, он подписан конкретными сторонами (США, РФ, 
Британия и КНР, – Ред.) После победы Тимошенко, она получит крепкий 
карт-бланш на Западе, что позволит ей обратиться к администрации 
президента США, попросить усилить давление на РФ – и усадить за стол 
переговоров”, – прогнозирует Быков. Сегодня часть команды Тимошенко уже 
занимается разработкой проектов законов, в частности, о декриминализации
 статей УК, связанных с сепаратизмом (пособничеством оккупантам) – это, 
по задумке, должно положить начало диалогу. Тем более, что подобные 
проекты прописаны в политической части Минских соглашений. “Но 
реализация Будапештского меморандума невозможна, о чем говорили и сами 
сферы влияния в Вашингтоне, – напомнил Евгений Филиндаш. 
– Поэтому слова Тимошенко – лишь попытка отличиться от остальных 
кандидатов, предъявить избирателю что-то оригинальное, на деле же цели 
замирения не ставятся”.
Это также весьма вероятно: на встрече с 
ветеранами и воинами АТО месяц назад Тимошенко заявила, во-первых, что 
Украине “нужна победа”, во-вторых, “мощная армия”. Также она расширила 
тезис о Будапештском меморандуме. “Нужен мир, и его надо достигать 
дипломатическим путем на базе Будапештского меморандума… Если бы тогда, 
когда мы сдавали ядерное оружие, нас приняли в НАТО, мы бы имели 
принципиально другую армию, у нас не было бы войны, мы были бы сильными,
 как другие участники НАТО”, – заключила Тимошенко. “Статус кво в первые
 годы ее президентства будет сохранен, а попытки реинтеграции возможны 
ближе к концу ее правления – чтобы переизбраться на миротворческих 
лозунгах, – предполагает Гаевский. – Слишком уж серьезной статьей для 
спекуляции (политической и экономической) стал конфликт, чересчур важен 
он истеблишменту, как инструмент управления обществом, например, 
отвлечения внимания, сужения гражданских прав и свобод”.
