Свою предвыборную заявку лидер “Батькивщины” представила (и достаточно мощно) на форуме под названием “Новый курс” еще 15 июня. С тех пор в рабочих группах идет обсуждение заявленных ею инициатив в части изменения Конституции и базовых законов сосуществования государства и гражданина – по сути, Тимошенко предлагает полностью переверстать т.н. общественный договор. Ее идеи тем интересней, учитывая, что следующему президенту придется быть модератором диалога между носителями двух диаметрально противоположных мнений о дальнейших путях развития страны – “европейского” и “самостоятельного”.
КАНЦЛЕРСКАЯ РЕСПУБЛИКА БЕЗ КАНЦЛЕРА
Основа
программы Тимошенко – доскональное изменение Конституции, как системы
общественного договора. Тут можно выделить ряд основных позиций:
– Упразднение поста президента, внедрение новой формы правления – парламентско-канцлерской республики.
– Правительство возглавляет политик, чья политсила победила во втором туре парламентских выборов.
–
Появляется новый орган – Национальная ассамблея самоуправления,
фактически, верхняя палата парламента. На треть ее формируют главы
профессиональных ассоциаций (бизнес, военные, медицина), на две трети –
“моральные авторитеты”. Второй подход – в ассамблею входят представители
общин (громад), которые сегодня создаются в рамках реформы
децентрализации.
– Часть полномочий президента переходят к
ассамблее – она сможет распускать парламент и Кабмин, назначать глав
НАБУ, ГБР, НАПК, имеет право вето на законы.
– Законодательной
инициативой предлагается наделить и простых украинцев (разработав
систему онлайн-голосования за законы, буквально – это могут быть лайки в
соцсетях).
Детальней
систему пояснили политологи, принимающие участие в работе
экспертного пула, приглашенного штабом “Батькивщины”. По словам Николая
Спиридонова, выборы в Раду планируется проводить в 2 тура. Проходной
барьер предлагается на уровне 2% (в Раду пройдет большее количество
партий). Победитель 2 тура получает 50% +1 мандат и возможность
однопартийного формирования Кабмина, а лидер партии становится
“канцлером”. “При этом глава правительства не будет называться
“канцлером” – у слова негативная коннотация, будет принят термин “голова
уряду” – но не премьер-министр: со сменой функционала меняется и
название, – пояснил “Вестям” политэксперт Сергей Быков. – Глава
правительства получит управление всей полнотой исполнительной власти,
будет нести ответственность за все процессы”.
Местное
самоуправление также “переверстают”: систему с обл- и райсоветами
предложено отменить, вместо них будут общины и объединения общин. “По
принятой модели именно представители общин будут формировать
Национальную ассамблею самоуправления, она станет де-факто третейским
судьей и верхней палатой парламента. Собираться будут не реже раза в
год, сформируют из своего состава постоянно функционирующий
исполнительный орган, – пояснил нам Быков. – Что до двухтуровых выборов в
Раду – в теории, она позволит ликвидировать вероятные кризисы при
формировании коалиции, когда власть формирует победитель 2 тура, а
оппозиция – получает сумасшедшие гарантии (возможность сформировать
руководство парламентских комитетов, контрольные функции в виде Счетной
палаты, прямое обращение в суд в случае установления нарушений со
стороны власти, минуя следственные комиссии)”.
Однако к реализации
“нового курса” есть вопросы. Во-первых, как реализовать изменение
Конституции на практике? “Для реализации плана потребуется 2/3 голосов
парламента и две сессии – процедура сложна, а с 1991 года в истории
Украины не было ни единого случая, когда бы одна политсила набрала
конституционное большинство, – считает политолог Евгений Филиндаш. – Да и
“отцы-содержатели” партий не готовы к глобальному переформатированию –
скорее всего, это станет поводом для провала голосования в Раде и
поводом уйти от темы, сказав: “ну не смогли мы!” Напротив, политолог
Руслан Бортниксчитает идею парламентской республики, скорее, “наживкой”
для украинских олигархов. “Ведь они совсем не против парламентской
модели, которая откроет перед ними новые возможности по встраиванию в
механизмы управления”, – заключил эксперт.
У Тимошенко, кстати,
рассказали о несколько ином механизме, нежели видят эксперты –
проведении всеукраинского референдума осенью 2019-го параллельно выборам
в парламент (по старому закону). “Тогда новоизбранная Рада лишь
утвердит результаты референдума – и я бы посмотрел на тех депутатов,
которые в самый ответственный момент решат, скажем, уйти в буфет выпить
кофе”, – прогнозирует Сергей Быков.
Второй вопрос, насколько сама
Тимошенко будет готова пойти на усечение собственных полномочий, как
новоизбранный президент. “Насколько это выгодно самой Тимошенко –
вопрос: не факт, что через полтора года, когда нужно будет проводить
выборы по обновленной Конституции, она будет лидером симпатий. Да и
велик риск раздробленности парламента – при низком проходном барьере
десятку фракций будет сложно договориться друг с другом, получится
“итальянская забастовка” в украинском масштабе”, –
прогнозирует политолог Денис Гаевский.
ОБЩЕСТВО – “НУЖНО ЧТО-ТО ДЕЛАТЬ”
Социальную
политику штабисты видят, как “построение Украины, как государства
эффективного, в котором хочется жить и видеть собственное будущее”. Сама
Юлия Тимошенко начала выступление на форуме 15 июня с посыла о необходимости создания условий для возвращения “заробитчан” назад в Украину.
А на днях посыл повторила, заявив, что экономика держится на деньгах,
присылаемых гастарбайтерами, оценив сумму в не менее 5$ млрд в год.
“Страна проигрывает глобальную конкуренцию за человека, как
самодостаточную величину – важно убрать те барьеры, которые сегодня
существуют для саморазвития, формирования успешной карьеры, получения
эффективного образования”, – поясняет Быков.
По его словам, одна
из рабочих групп будет заниматься наработкой программы по созданию
рабочих мест для каждого сектора экономики в отдельности. Сама Тимошенко
отмечает в Фейсбуке, что необходимо “что-то срочно делать, чтобы
привлечь молодых и талантливых людей работать в Украине”, говоря о
комплексной программе “интеллектуального роста” страны. “Однако суть
политики, в т.ч. гуманитарной и социальной, при Тимошенко будет
сводиться к тем же “реформам”, что и при нынешнем президенте – демонтаж
всех социальных благ, доставшимся нам в наследство от Союза,
разгосударствлении предприятий, начале процесса продажи земли. Это часть
политики, которую ведет Запад в отношении Украины, и я не вижу причин,
по которым Юлия Владимировна откажется от этой политики”, – полагает
Евгений Филиндаш. Правда, контртезисом этому – позиция самой Тимошенко,
выступившей против вырубки карпатских лесов.
А вот одну из главных
стратегических задач нового президента – по “сшиванию”, де-факто,
разъединенной идеологически страны – у Тимошенко особо не артикулируют.
Собеседники журналистов, близкие к штабу, декларируют ориентацию
предложений “нового общественного договора” на “креативный класс”
общества: его лояльность, по мнению технологов, призвана обеспечить
кандидату поддержку в новых для нее электоральных нишах.
ЭКОНОМИКА – БУДЕТ ЛИ РЕПРИВАТИЗАЦИЯ
Первые
же экономические/социальные шаги президента Тимошенко будут связаны с
политическими задачами, которые встанут сразу после инаугурации. “Это
мгновенная постройка своего аппарата, смена правительства и проведение
парламентской кампании для победы на выборах – и они будут диктовать
соответствующее поведение: продолжение риторики о переходе к
парламентской модели параллельно с мощным социальным популизмом образца
ее же премьерства вкупе с проведением репрессий против собственных
предшественников (кто именно ляжет под “пресс”, зависит от успешности
переговоров с НФ или окружением президента Порошенко)”, – сказал Руслан Бортник. Претензии к “новым бывшим” могут, к слову,
стать на первых порах даже источником для наполнения бюджета – по
аналогии с реприватизацией Криворожстали в июне 2005 года. Тогда премьер
Тимошенко объявила о “льготных условиях” и “фактическом отсутствии
конкурса” при продаже завода компаниям SCM и “Интерпайп” (Ринат Ахметов и
Виктор Пинчук) и провела новый конкурс, по итогу которого 93,02 %
пакета акций Криворожстали продали за $4,8 млрд (против $800 млн с
предыдущей продажи). “Претензии к нынешней команде власти тем более
вероятны, учитывая, что иного ресурса у Тимошенко, кроме выдвижения
претензий, подкрепленных уголовными производствами, по сути, нет, –
считает Денис Гаевский. – И экономическая ситуация предельно понятна:
нужно изыскивать ресурсы для повышения соцстандартов и выплат, а таковые
есть в окружении действующего президента”.
По мнению экспертов,
при этом Тимошенко сможет рассчитывать на условную лояльность
администрации президента Трампа и европейских институтов власти.
“Безусловной поддержки, конечно, не будет (как, впрочем, и у других
политиков за исключением, разве что, Гриценко и Вакарчука) – а вот
лояльность вполне, – прогнозирует Бортник. – Это значит, что у Тимошенко
будет возможность заключить новые отношения с МВФ и получить транши при
необходимости – на худших условиях и под высший процент, нежели даже
сейчас, но получит без проблем – МВФ и другие кредиторы всегда стараются
наладить отношения с новоизбранным президентом”.
ДОНБАСС И МИР
Учитывая
нерабочий характер нынешних переговорных площадок (Нормандский формат,
Минская контактная группа, формат “Сурков – Волкер”), Юлия Тимошенко на
форуме заявила о необходимости вернуться к Будапештскому меморандуму.
“Это реальный документ, он подписан конкретными сторонами (США, РФ,
Британия и КНР, – Ред.) После победы Тимошенко, она получит крепкий
карт-бланш на Западе, что позволит ей обратиться к администрации
президента США, попросить усилить давление на РФ – и усадить за стол
переговоров”, – прогнозирует Быков. Сегодня часть команды Тимошенко уже
занимается разработкой проектов законов, в частности, о декриминализации
статей УК, связанных с сепаратизмом (пособничеством оккупантам) – это,
по задумке, должно положить начало диалогу. Тем более, что подобные
проекты прописаны в политической части Минских соглашений. “Но
реализация Будапештского меморандума невозможна, о чем говорили и сами
сферы влияния в Вашингтоне, – напомнил Евгений Филиндаш.
– Поэтому слова Тимошенко – лишь попытка отличиться от остальных
кандидатов, предъявить избирателю что-то оригинальное, на деле же цели
замирения не ставятся”.
Это также весьма вероятно: на встрече с
ветеранами и воинами АТО месяц назад Тимошенко заявила, во-первых, что
Украине “нужна победа”, во-вторых, “мощная армия”. Также она расширила
тезис о Будапештском меморандуме. “Нужен мир, и его надо достигать
дипломатическим путем на базе Будапештского меморандума… Если бы тогда,
когда мы сдавали ядерное оружие, нас приняли в НАТО, мы бы имели
принципиально другую армию, у нас не было бы войны, мы были бы сильными,
как другие участники НАТО”, – заключила Тимошенко. “Статус кво в первые
годы ее президентства будет сохранен, а попытки реинтеграции возможны
ближе к концу ее правления – чтобы переизбраться на миротворческих
лозунгах, – предполагает Гаевский. – Слишком уж серьезной статьей для
спекуляции (политической и экономической) стал конфликт, чересчур важен
он истеблишменту, как инструмент управления обществом, например,
отвлечения внимания, сужения гражданских прав и свобод”.